Дома и куспидыНатальная астрология

4 дом гороскопа

Четвертый дом в астрологии (натальной карте, гороскопе рождения)

Четвертый дом натальной карты

О всех домах гороскопа и положении Управителей в домах читайте ТУТ.

Четвертый дом

Символические управители Рак, Луна, кульминируют Юпитер, Нептун, в заточении Сатурн, Уран, в падении Марс.

Четвертый дом представляет основу, фундамент, глубины. Программы подсознания, управляемые 4 домом, лежат в основе психики человека — это фундаментальные жизненные позиции, центральные установки по отношению к миру, себе и Богу, программа-индикатор уровня защищенности (включающая действие конкретных программ защиты), инстинкт жизни (инстинкт смерти идет в основном по 8 дому). Многие программы подсознания, управляемые 4 домом, примитивны, но они находятся очень глубоко и добраться до них в психоанализе может быть очень трудно: они защищены более поверхностными программами, представляющими как бы развитие основной идеи, но о самой этой идее можно только догадываться. Программы подсознания остальных домов вторичны по отношению к программам 4 дома, хотя их внешнее оформление может выглядеть совсем по-другому, поскольку они управляются другими знаками и планетами. Так, 4 дом определяет внутреннее, ни от чего не зависящее мироощущение, которое проявляется и в ситуациях 3 дома (социальная среда), и 2 дома (внешняя среда) и, строго говоря, влияет и на все остальные ситуации без исключения. 4 дом определяет фундамент религиозности, ее самую глубокую подсознательную часть, в частности, общее ощущение человеком места Бога и дьявола в мире и в его душе и степень их влияния на него. 4 дом касается самого важного для человека типа самоутверждения (которое, вообще говоря, идет по всем домам без включения), именно, одобрения непосредственно со стороны Абсолюта, который в 4 доме дает человеку задания и оценивает уровень их исполнения: при этом связь с Абсолютом осуществляется по-разному, в зависимости от положения 4 дома в карте.

Во внешней жизни 4 дом определяет взаимоотношения человека с кусочком земли, который он воспринимает как свою родину: это может быть страна, город или просто родительский дом. При поражении 4 дома чувство родины часто имеет отрицательный характер, но оно очень интимно (как и все чувства, связанные с 4 домом) и потому в этом случае обычно полностью вытесняется, и человек ощущает в себе отсутствие корней, что, конечно, не соответствует действительности, но эти корни таковы, что без специальной подготовки на них лучше не смотреть.

4 дом управляет семейной жизнью человека, точнее, его каждодневным существованием в стенах и под крышей, которые он считает своим домом. Когда человек входит в свою квартиру (или комнату) и закрывает за собой дверь, на него мягко опускается 4 дом и стоит все время, пока человек там находится: разумеется, наряду с 4 домом, могут включаться и другие дома, но 4 дом будет включен обязательно. 4 дом стоит над недвижимостью, у кого она есть (дома, земли, имения), а в целом управляет защитой человека от внешнего мира, тем, что является основой его существования и выживания, в частности, деньгами в количестве прожиточного минимума (питание, необходимая одежда и прочее) и обеспечивающими жилье (арендная плата); остальные деньги идут по 2 или 8 дому.

Хотя описанные выше сферы являются лишь некоторой частью существования человека, уровень реализации и проработки 4 дома необычайно важен в его жизни, поскольку это ее основа, которая постоянно просвечивает через любые его действия и состояния. Если нет реализации принципа 4 дома, человек болтается по жизни, не зная, где приткнуться и как остановиться, у него нет ни Бога в душе (что бы ни думал он сам на этот счет), ни крыши, которая бы защитила его от ярости урагана кармы, в каком бы шикарном дворце он ни жил. Здание индивидуальной судьбы, как и любое другое, имеет фундамент, имя которому — 4 дом, и все попытки построить это здание, игнорируя проблемы фундамента или создавая его наспех, тяп-ляп, кончаются одинаково — оно рассыпается в прах. Реализация принципа 4 дома означает проработку последнего до уровня, предполагаемого индивидуальной кармой, в соответствии с эволюционным уровнем человека.

4 дом символизирует отца как фигуру, поддерживающую жизнь и обеспечивающую устойчивое существование ребенка: отец строит дом и приносит еду.

На первом уровне проработки 4 дома основным моментом мироощущения человека является чувство одиночества и богооставленности. Он один в огромном и страшном мире, где ничто ни внутри, ни вне его не поддерживает, и он должен жить, полагаясь исключительно на свои знания, умения, хитрость, ум, сноровку и т.д., а как только он потеряет бдительность, его уничтожат аналогичные ему существа или природные силы. При поражении 4 дома мир кажется угрожающим, если нет сильного поражения — безразлично-равнодушным, при гармоничных аспектах человек верит в свое чисто случайное везение, оставаясь в принципе на тех же позициях. На этом уровне места для Бога и бескорыстной любви в мире нет, зато дьявол имеет полный оперативный простор, а его сила прямо зависит от числа напряженных аспектов к 4 дому (гармоничные не учитываются).

Следует подчеркнуть, что установки 4 дома относятся ко всей жизни человека, т.е. ко всем домам гороскопа, и этим отличаются от установок, например, 2 и 3 домов, относящихся, соответственно, к общей и социальной средам, в которых находится человек. Жизненные позиции на этом уровне проработки крайне эгоистичны и обычно пессимистичны: «каждый к себе тянет»; «человек человеку волк»; «надеяться можно только на себя, да и то далеко не всегда»; «сколько волка ни корми, он все равно в лес глядит» и т.д. Общий смысл заключается в том, что в мире нет ничего хорошего, а любые проявления порядка и любви обречены на короткое и неминуемое уничтожение самим ходом вещей во Вселенной. Здесь принципиальная реакция на любой внешний или внутренний импульс — недоверие и подозрение в самом худшем или просто очень плохом. Пошел дождь — скоро все затопит; выглянуло солнце — к смертельной засухе; нет Луны в ночь на новолуние — космонавты взорвали, и т.д. Самоутверждение по 4 дому на этом уровне есть только одно — утверждение своей жизненной позиции, для чего человек постоянно находит массу возможностей, но до конца никогда не бывает удовлетворен, поскольку она деструктивна, а пока мир не погиб и не обратился в полный хаос не может быть удовлетворительно обоснована.

На этом уровне проработки 4 дома человек обычно не имеет дома и живет в хаосе и грязи, причем находит в этом странное и не вполне понятное для окружающих с более высокими уровнями проработки 4 дома удовлетворение, смысл которого заключается в том, что дом, где живет человек, есть для него модель мира в целом, поэтому хаос в доме означает хаос в мире, что и требовалось для поддержания жизненной позиции; а любые попытки сердобольных домочадцев, друзей, соседей или родственников навести в доме этого человека минимальный порядок натолкнутся на злобу, раздражение и упорное сопротивление, иногда в форме жестких психологических игр, с сильным садомазохистским комплексом, под девизом: «у меня никогда не было, нет и не будет своего дома, а все, у кого он есть, передо мной виноваты». Чувства к родине обычно негативно-потребительские: «должна давать, ничего не дает!», и такое же отношение к своей семье в целом (если она есть).

На втором уровне проработки 4 дома чувство одиночества и богооставленности в основном сохраняются, но они уже не такие сильные: черный цвет переходит в серый. Кроме того, местами появляются проблески если не света, то надежды на него, и человек, как бы скрепя сердце, признает, что в мире есть случайные (очень небольшие) островки твердой почвы: люди на которых можно в чем-то положиться, отношения, на короткое время, по-видимости, бескорыстные, локальные тенденции к упорядочиванию в окружающем мире и т.п. Качественное изменение по сравнению с первым уровнем проработки заключается в том, что человек допускает возможность построения, если повезет, и с большим трудом, небольшого фрагмента реальности, который даст ему защиту от агрессии или просто хаотического воздействия внешнего мира.

На этом уровне конструктивно даже чисто эгоистическое построение подобного убежища, поскольку по ходу строительства человек учится сотрудничеству и постигает ту истину, что его интересы иногда самой судьбой согласованы с интересами некоторых других людей, и что мир не так агрессивен и даже не всегда негативно-безразличен к нему. На этом уровне его мироощущение противоречиво, и жизненные позиции тоже; остаются взгляды типа «надеяться можно только на себя» и «сам себя не похвалишь, ходишь как оплеванный», но появляются новые: «старый друг лучше новых двух», «долг платежом красен». Общее ощущение примерно таково: «мир в целом хаотичен и потенциально враждебен, но, опираясь на совершенно случайную любовь и в принципе ненадежную дружескую помощь, можно долгим тяжелым личным трудом обеспечить себе некоторое подобие безопасного существования». Ощущения Божественного внимания, любви и помощи на этом уровне иногда медитативно возникают, но они настолько случайны и (на взгляд человека) настолько слабо связаны, как с его правильным поведением, так и с остротой проблем, что практически это состояние можно назвать безбожием, но неполным, а с минимальными сомнениями в нем. Человек по-прежнему считает мир, а также человеческую душу ареной дьявола, действиям которого изредка и, как правило, очень наивно и неумело пытается противостоять Бог. Самоутверждение по 4 дому (экзистенциальное, т.е. поддержка жизненной позиции) здесь противоречиво. При гармоничной карте человек ухитряется получить его дважды: и при торжестве зла («я же говорил, что Дьявол правит миром!»), и при успехе добра («я же говорил, что человек, если захочет, может добиться!»); но все же удовлетворение не бывает полным, поскольку жизненная позиция не оформлена.

На этом уровне проработки 4 дома человек стремится максимально уютно устроиться в своем жилье, инстинктивно (а часто и сознательно) противопоставляя его агрессивному и хаотическому внешнему миру, позиция «мой дом — моя крепость». Однако довести свой дом (и семью) до удовлетворяющего его состояния человек не может в принципе; он подсознательно все равно ощущает, что его дом все же не только часть, но и модель мира в целом, и поскольку мир во многом страшен и опасен, это распространяется и на свой дом часто в вытесненном виде. Компенсация выражается в повышенном внимании к мебели, обстановке, элитарности квартала и т.п. Отношения в семье идут под флагом семейного эгоцентризма, часто совершенно откровенного, благо общественное подсознание не ставит здесь никаких ограничений. Семья — ячейка общества! Чувства к родине амбивалентны: на фоне умеренного патриотизма (при случае легко переходящего в шовинизм) идет отчетливое стремление поживиться за ее счет. — Каких это там полезных ископаемых не хватит нашим детям? Красной меди? Ну ничего, как-нибудь обойдутся, все как один изобретателями растут!

На третьем уровне проработки 4 дома человек теряет ощущение хаотичности и бессмысленности мира и своей жизни: карма начинает то и дело показывать ему свои закономерности, и факты эволюционного развития, как его самого, так и мира в целом уже не нуждаются в доказательствах. В мире по прежнему преобладает тьма, но есть и участки света, которые ее сильнее; какое бы место ни осветил, он ее рассеивает, просто его мало. Однако он управляет движением эволюции, которая хаотична, и сплошь черно лишь внизу, а на более высоких уровнях светлее, а главное, есть вертикальное управление, т.е. хаосом черных сил в конечном счете управляют серые, а ими светлые, определяя не подробности, но общее направление движения. В мире много Божественной любви, но на участки (и к людям) низкого эволюционного развития ее попадает мало; добро должно не бороться со злом, а его высветлять, поскольку зло есть низшая ступень добра, особенно при недостатке Божественного света и любви.

На этом уровне жизненная позиция уже достаточно определена и оптимистична (при поражении 4 дома, тем не менее, сдержанна). Человек должен и может нести в мир свет и добро, и тогда злые, черные и хаотические силы не смогут ему повредить, поскольку при приближении к нему рассеются и высветлятся. Люди и мир потенциально добры, нужно лишь показать им их истинную природу, и тогда они сами преодолеют зло, содержащееся в них самих и привлекающее к ним внешнее зло. Здесь впервые (на уровне жизненной позиции) появляется идея смирения, т.е. в ситуациях, когда человек не в силах высветлить окружающее зло, он терпеливо переносит выпадающие на его долю ограничения и страдания, не теряя своих жизненных позиций и воспринимая этот участок своей судьбы как неизбежный фрагмент кармы.

Только на этом уровне появляется истинная религиозность, когда человек регулярно ощущает Божественное присутствие, Его помощь, защиту, а главное — просьбы, выполняя которые, т.е. прорабатывая свои кармические программы, человек непосредственно ощущает Божественное одобрение и благодарность, и они дают настоящее экзистенциальное самоутверждение: тогда человеку больше не нужно утверждение его жизненной позиции. Это качественно иной уровень существования человека в мире, поскольку утверждение жизненной позиции, типичное для более низких уровней проработки 4 дома, есть не что иное как косвенное подтверждение со стороны Абсолюта своего права на жизнь и осмысленное существование, а здесь это подтверждение человек получает непосредственно, прямо.

На этом уровне человек ощущает поддержку стен своего дома всегда, даже если этот дом сугубо временный. В то же время он не стремится изолировать свой дом от внешнего мира и не старается создать замкнутую семью, стремясь к балансу внешней и внутренней активности (4 и 10 дома). Дом и семья, с его точки зрения, должны быть в порядке, но их цель — служение миру, а не надежное самодостаточное существование. Те же чувства он испытывает и к своей родине, стремясь уравновесить патриотизм с интернациональным самосознанием.

На четвертом уровне проработки 4 дома человек довольно хорошо видит карму в целом, и его жизненная позиция — это служение своему высшему эгрегору, который может послать его на временное служение более низким, подобно Иакову у Лавана или Гераклу у Эврисфая. Совершив 12 подвигов или родив 12 сыновей, человек отправляется нести свет и рассеивать тьму в следующие обители и юдоли. Однако общая жизненная позиция, не вызывающая возражений как таковая, применительно к конкретным условиям может привести к необычной и даже местами социально неприемлемой этике, что связано с тем, что человек хорошо видит будущее и высший смысл происходящего, и ориентируется на эти, часто невидимые другим, обстоятельства, стараясь сделать более гармоничной карму в целом, а не ее отдельные незначительные фрагменты. На этом уровне разница между черными и белыми учителями с точки зрения обычного человека уже стирается, поскольку и те, и другие, время от времени создают ровное или, наоборот, вихревое течение кармы.

Этот человек общается с Богом постоянно, и в этом и состоит его самоутверждение по 4 дому. Его жизнь в доме и семье рассматривается им как способ влиять на мировую карму, и воспитание детей, как и поддержание дома в порядке, приобретает глубочайший мистический и эволюционный смысл: выметание пыли может означать чистку низших слоев земного астрала, приготовление пищи — установление потока космической энергии к Земле, и т.д. Впрочем, подобные связи имеются на любом уровне проработки 4 дома, просто на более низких указанное воздействие не столь сильно. На этом уровне патриотизм есть служение своему кармическому эгрегору, что может, например, означать планетарное сознание.

Ситуация 4 дома на психологическом плане — это включение фундаментальных программ подсознания, например, инстинкта самосохранения. Еда в состоянии голода (а также семейная трапеза в любом варианте), стремительное бегство от опасности («не чуя под собой ног»), поиски выхода из любого опасного для жизни положения идут под 4 домом. На высоком уровне включение 4 дома означает прямой контакт с Богом, а на среднем — чувство глубокого удовлетворения (или неудовлетворенности) собой в плане своей жизни в целом.

По 4 дому идут жизненные позиции и ситуации, когда человек занимается их подтверждением или формированием. При этом опять включение 4 дома сопровождается чувством глубокого удовлетворения: «Я всегда говорил, что людям доверять нельзя, и в который раз все могут убедиться, насколько я прав». В отрицательном варианте включения 4 дома, когда жизненная позиция человека подвергается сомнению, он защищается так, словно его хотят лишить последнего куска хлеба и крыши над головой, хотя бы при этом (внешне) и обсуждались ситуации, не имеющие к нему прямого отношения.

4 дом торжествует при строительстве дома, в котором будет жить человек; при этом он может получить от родных в подарок или в долгосрочный кредит такие суммы денег, на которые он не мог бы рассчитывать ни при каких условиях. Постоянный 4 дом низшей октавы стоит над бездомными и нищими, для которых каждая следующая ночевка и кусок хлеба стоят как насущная проблема; аналогично, 4 дом высокой октавы стоит над святыми странниками и богомольцами, питающимися подаянием: для них дом — весь мир, и на меньшее они не согласны.

Средний человек включает 4 дом, занимаясь бытовыми делами и «укрепляя семью», что бы ни означало это сугубо мистическое выражение: нормализацию отношений между супругами, родителями и детьми, рождение новых детей или перераспределение ролей в семье. 4 дом — крепкий орешек для психолога, который ведет семейную психотерапию, и еще более крепкий для того, который ею занимается с пациентом индивидуально: когда речь заходит о его семейных проблемах, психологу приходится воевать с семейным эгрегором, и накал битвы порой удесятеряется.

Под 4 домом проходит глубокая старость, когда чувствуется, что жизнь прожита и уже ощущается дыхание приближающейся смерти. Человек (а на самом деле Бог) подводит итоги прожитой жизни и пытается осмыслить и понять свои ошибки и ее уроки. В это время, особенно при сильном 4 доме, просыпается фундаментальная религиозность, часто дремавшая в течение активной атеистической жизни, и человек начинает ощущать Божественное присутствие в себе и окружающем мире, но обычно не имеет слов, чтобы выразить свои ощущения. Как всегда, фоном для дома служит противоположный, и в данном случае присутствие 10 дома выражается в том, что человек стремится поставить цели и помочь идти по жизненному пути молодому поколению; подсознательно он ставит себе задачи на следующее воплощение.

В какой-то мере 4 дом включается при завершении любого дела, когда возникает мистическое ощущение точки, поставленной в конце предложения или целого текста. В этот момент подводятся итоги, и лучше, если это делает Бог, а человек Его слушает, чем наоборот. Включение 4 дома характерно для конца сказки, когда герои после волнующих приключений и суровых испытаний возвращаются домой: «… и стали они жить-поживать да добра наживать».

Сильный 4 дом дает глубокого человека, которому трудно себя выразить и еще труднее в себе разобраться. У него сильные внутренние установки, которые поначалу ему неизвестны (фактически, подсознательны и не оформлены), но, тем не менее, оказывают на его жизнь сильное воздействие: часто неожиданно для самого себя он обнаруживает, что в различных ситуациях он должен вести себя вполне определенным образом, часто вразрез с общественным мнением и порой вопреки своим поверхностным ментальным взглядам и убеждениям. Эти внутренние установки и жизненные позиции с самого начала его жизни сильны, но нуждаются в выведении в сознание и оформление, в соответствии с внешними условиями жизни и темпераментом человека. Без этого его самореализация невозможна; по крайней мере, в том смысле, что Бог разговаривает с ним из самой глубины его души, и требование служения Богу идет именно оттуда, что, особенно при поражении 4 дома, ведет к сильным внутренним конфликтам на религиозной почве, поскольку религиозными должны быть именно жизненные позиции, а не какие-нибудь более поверхностные программы; зато проработка дает истинную религиозность, когда взаимодействие с Богом идет в глубине души человека, без промежуточных инстанций. Проработка дает одного из тех людей, на которых, как на четырех слонах, держится мир; кроме того, они дают ему теоретическое и сущностно-религиозные обоснование, на которых держатся тонкие планы.

Для этого человека очень важен дом, в котором он живет, семейные отношения и ощущение защищенности от непостоянства судьбы; все это он получает с большим трудом и, в лучшем случае, во второй половине жизни, после выработки (кармически) правильных основных жизненных установок и хотя бы частичной их реализации.

Слабый 4 дом отличается слабыми жизненными позициями и внутренними установками. Они не ведут его по жизни, и на прямой вопрос: «Каковы основы твоего мировоззрения?!» он, вероятно, не сможет дать удовлетворительного ответа. Вместе с тем, 4 дом всегда нуждается в проработке: в частности, осознать свои жизненные позиции, на определенном уровне их откорректировать и им следовать (кармически) необходимо любому человеку, хотя в данном случае соответствующего императивного требования со стороны судьбы долго не поступает, и сильного стремления к экзистенциальному самоутверждению, в отличие от сильного 4 дома, у человека нет, по крайней мере, если 4 дом не совсем запущен. В данном случае человек плохо слышит голос Бога в глубине своей души. Его взаимодействие с человеком идет не через жизненные позиции и общие принципы мировоззрения. С другой стороны, сознательная выработка жизненных позиций идет сравнительно гладко и без особого сопротивления со стороны подсознания; труднее подчинить им остальные программы подсознания (и взгляды человека), которые в данном случае имеют тенденцию к независимому существованию.

Этот человек будет слабо привязан к обстоятельствам своей домашней жизни, он может годами не замечать зияющих дыр в семейном эгрегоре, например, дисбаланса в отношениях членов семьи или обвалившегося кафеля в ванной. Не это, по крайней мере, до поры до времени, будет в центре его внимания, но если он ощутит потребность, то с некоторым трудом все же приведет свой дом в порядок, хотя истинного, переходящего в экстаз удовольствия от этих занятий получать все же не будет. При сильном 10 доме это скорее практик, чем теоретик; проработка 4 дома дает при этом умение построить в любом случае необходимый фундамент, с полуторным, но не десятикратным запасом прочности, но о внутренних религиозных чувствах других людей ему всегда следует судить с осторожностью, избегая проекции собственного религиозного опыта.

Гармоничный 4 дом дает человека, который в глубине души чувствует себя в этом мире надежно и уверенно; у него есть мистическое подсознательное ощущение, что с ним всегда все кончится хорошо, которое распространяется и на членов его семьи. Жизненные позиции обычно благодушно-потребительские, на низких уровнях проработки удивительно-сочетающиеся с общим нигилистическим взглядом на мир: «Вообще-то все в мире устроено черт-те-как, и он летит в тартарары, и туда ему и дорога, но лично у меня все тип-топ, и так и должно быть и всегда будет; что бы ни происходило, люди должны будут нести мне все необходимое, даже если это последнее, что у них есть». На высоком уровне гармоничный 4 дом дает очень сильное религиозное чувство, которое человек транслирует в мир: люди, находящиеся вокруг него, не только видят человека, живущего в Боге, но и сами начинают ощущает его присутствие у себя в душе и экзистенциальную основу, т.е. внутренний стержень, дающий уверенность в себе и своей судьбе в мире. На среднем уровне это человек, чьи жизненные позиции гармонично вписываются в его текущее существование и его поддерживают, как в положительных, так и в отрицательных проявлениях, он легко для себя оправдывает и свое трудолюбие (когда работать необходимо), и лень (когда можно увильнуть).

В доме этого человека легко устанавливается чистота и порядок, по крайней мере, поверхностные, и если его жена иногда проявит ревность, он ее быстро и почти искренно утешит, нежно пояснив, что она гораздо лучше, а главное, любимее всех его любовниц, вместе взятых, а тем более текущей, взятой отдельно. Конечно, и у него семья может в какой-то мере распасться, но он всегда будет иметь крышу над головой или, по крайней мере, это ощущение, и если (что маловероятно) на старости попадет в дом престарелых, то найдет там хотя бы поверхностное внимание и приличный уход. Его девиз в самых трудных ситуациях: «Все будет хорошо! Перемелется — мука будет, а из нее пирогов напечем».

Пораженный 4 дом дает большие экзистенциальные трудности. В душе человека Бог борется с дьяволом, и исход сражения вовсе не предрешен; впрочем, до зрелого возраста, за очень редким исключением, дьявол обычно оказывается сильнее. Этому человеку трудно рассчитывать на понимание со стороны окружающих, которые могут счесть, что он придуривается, сходит с ума или бесится с жиру, а ему будет совершенно непонятно, что такое душевное спокойствие и мир в душе. Здесь жизненные позиции противоречивы и неустойчивы, особенно при вершине 4 дома в кардинальном и подвижном крестах, и человеку трудно (но и необходимо) найти в себе центральный нравственный стержень, на который он смог бы опереться. Иногда человек с непроработанным 4 домом посвящает практически всю свою жизнь тщетным попыткам утвердить свои несостоятельные жизненные позиции, вместо того, чтобы найти другие, истинно свои, и ощутить связь со своим Богом непосредственно. Здесь поиск истинной, внутренней религиозности очень актуален и столь же труден, и человеку не следует рассчитывать на быстрые успехи. Бог его ждет и возлагает на него большие надежды, но ждет не таким, каков есть человек в начале жизни, а совершенно другим, нашедшим, в частности, свою истинную жизненную позицию на основании горького опыта блужданий во мраке внутреннего атеизма и нигилизма. Здесь проработка требует осознания того, что пессимистически-деструктивная жизненная позиция есть прямое служение силам хаоса и инволюции.

К своему дому человек испытывает двойственные чувства, иногда и прямо ненавидит; семья, по крайней мере, при плохой проработке, как правило, его не удовлетворяет, и он не скрывает своего отношения к ней, а на полнолуние может и подчеркнуть. Нужно учиться любить свой дом и ухаживать за ним, а также строить семейные отношения на основе чувства своего долга перед семей, а не наоборот.

Проработка пораженного 4 дома дает очень высокие результаты, в частности, умение работать с людьми духовно разуверившимися и падшими, но это одна из самых трудных задач в жизни человека. А. Подводный

 

4 дом. Управитель Луна, в изгнании Сатурн и Уран. Самая глубокая точка гороскопа. Трудно дойти до дна, глубины подсознания. Сток гороскопа, конец физического состояния.

Дом отражает состояние места рождения. Вотчина. Земля, полученная по завещанию. Могила. Корни человека, его семья, мать, прошлое, память поколений, наследственность, предки.

Положение дома покажет отношение человека к земле и сельскому хозяйству, дом советует, покидать ли отчий край. 4 дом связан с семейной жизнью, с частной жизнью дома, с внутренним миром человека. Здесь царят цельность и неразделенность. Большая часть процессов, управляемых 4 домом, остается для нас неосознанной. Это место зарождения желаний, которые реализуются в 5 доме. Традиции и законы нашей семьи, наши глубинные религиозные чувства, отношение к дому и родине в узком смысле этого слова (к месту рождения) определяются экзальтацией Юпитера.

Луна указывает на связь человека с детством, которую он сохраняет на всю жизнь. Эта связь — фундамент его жизненных позиций, его эмоциональная память, детские переживания и комплексы, его адаптабельность, чувства самосохранения. Находясь во внутренней сфере существования, 4 дом управляет органами питания, кормлением, функциями лактации. В карте женщины 4 дом связан с появлением ее первого ребенка.

Изгнание Урана говорит о потребности дома сохранять установленный порядок. Сатурн показывает род смерти, надгробный камень, то, что останется после смерти. Н. Маркина

 

Семейственность, домовитость — Укоренение — Родительская ось, влияние семейных традиций на поведение человека — Истоки — Внутренний мир — Недвижимое имущество.

Четвертый дом — это кардинальный дом во втором квадранте цикла домов. Если первая четверть круга домов относится к самому человеку, то вторая определяет результаты и влияние его существования на внешний мир. Астрологически этот дом обозначает часть эклиптики, приближающуюся к надиру (Дну Неба), то есть ко времени полночи.

Проводя аналогию с жизнью ребенка — это ребенок, который открывает свою несамостоятельность, свою способность к движению, свой отчий дом — факторы, ограничивающие, и в то же время защищающие его. Покоряться родителям — это значит признавать родственные связи, значит обеспечить себя опорой.

Этот дом определяет биологический процесс признания нами особенностей нашего происхождения, а также осознание наших корней, признание нашей биологической и психологической наследственности, что, с другой стороны, может вылиться в своего рода «сепаратизм».

В философском смысле этот дом напоминает нам, что мы — лишь звено в бесконечной цепи человеческого бытия.

Д.Редьяр пишет: «В четвертом доме человек может и должен постичь и познать свой внутренний центр, являющийся опорой подлинной, цельной, конкретной и сформировавшейся личности. Без этого внутреннего опыта познания центра человек никогда не сможет выпрямиться в полный рост.

Вершина четвертого дома является самой глубокой, самой надежной точкой опоры для создания всего того, что должно «вырасти из земли»… Всякий человек, обладающий собственной индивидуальностью, знает, что не может быть надежного фундамента в характере человека без прочного и стабильного внутреннего центра.

Любой крепкий фундамент может рухнуть; можно срубить дерево с мощными корнями, но шар всегда сохраняет свой центр. «Целостный» человек находится в безопасности только в центре своей «индивидуализированной Самости».

От этого фундамента зависит то, что человек будет выражать, любить, ненавидеть и создавать. Все его действия будут носить либо устойчивый, либо нерешительный характер, определяя его творческую созидательность или несостоятельность».  Л. Винклер

4 дом. Женский, душевный, подчиняется Луне, традиция, семья, родители, родина, начало жизни, конец жизни.

С этим домом Земного пространства мы снова подошли к так называемому «угловому дому», который кроме того находится на вертикальной оси. Значение этого дома чрезвычайно важно для толкования традиции, происхождения, семьи, родительского дома и родительской доли (также собственного отношения к ним). Важнейшими вещами, о которых говорит нам этот дом, являются происхождение и родина (также ее оставление), укрепление семьи.

Из него видны начало жизни и конец жизни. Он делает возможным вывод о всех ценностях, которые передаются родителями. Здесь существует традиция, твердые правила, законы, обычаи и множество испытанных рецептов, которые лучше всего может изобретать жизнь. Так как родители все применили на практике и собрали соответствующий опыт, то из этого богатства опыта можно только извлекать выгоду — естественно, при условии, что он имеет положительную природу.

Наряду с высказываниями об общей среде рождения и об отце, которые мы можем получить из положения планет и знаков этого дома, он дает нам сведения о жилищных делах и о собственном имуществе. Эзотерика. Т. II

4 дом. Имум цели, Парентес, Глубина неба, Гипогейон.

Значение. Угловой дом, относящийся к старикам, дому, домашняя жизнь, врожденные и унаследованные наклонности, отец, окружение в последний период жизни.

Значение в гороскопе индивидуальном

1-я треть. Родители, конец жизни, связь с загробным миром, наследство, земельное имущество, имущество брата и сестры, враги детей, служба мужа, болезнь друга.

2-я треть. Самостоятельность в профессии, дома, реальности, отношение к земледелию, горному делу, железным дорогам, строительное дело. Друзья прислуги.

3-я треть. Духовная жизнь в старости, несчастные любовные связи, юношеские влюбленности, самостоятельная духовно-творческая деятельность, особенно в старости. Негативное влияние на детей.

Значение в гороскопе мунданном. Земледелие, поле, сады, виноградник, города, долины, погода, землетрясения, строительство, выборы, оппозиция правительству.

Значение в гороскопе хорарном. Дом спрашивающего, конец его предпринимательства; кроме того, как в гороскопе индивидуальном и мунданном.

Несколько правил

  1. Если в 4 доме вредитель, можно ожидать успех в эмиграции.
  2. В мунданном гороскопе вредитель или затмение в фиксированных знаках: землетрясение и катастрофы в шахтах.

 Я. Кефер

 

4 дом, Рак, Луна, Юпитер и Нептун в возвышении.

4 дом определяет условия окружающей среды, которые мы сами себе создали. Накопив средства, мы строим исходный базис, надежное убежище. Это дом, место, где мы собираем вещи, средства питания, белье и домашнюю утварь. По вещам можно судить о человеке, его ментальных и эмоциональных способностях. Беспорядок в непосредственном окружении всегда говорит о недисциплинированном, беспорядочном и сбивчивом мышлении.

4 дом соответствует стране, сцене, на которой развертывается жизнь. Все люди имеют кусочек земли, который называют родиной, где они копят свое имущество. Иногда наш дом — это ментально-эмоциональная среда, в которой нам хорошо. Этот внутренний душевный мир мы всегда носим с собой. Это наш способ непроизвольной реакции и эмоциональные задатки. Поле 4 дома равно Раку и Луне. Луна — это женский рефлективно-реактивный принцип, который проявляется в подсознании и автоматическими эмоциональными реакциями, которые вместе с привычками образуются в ранней юности.

4 дом связан не только с наследственностью и началом жизни, где было влияние родителей, особенно матери, но и с концом жизни, если следовать внешним и внутренним условиям, которые мы сами себе создали и не можем изменить. Для физического тела 4 дом тоже представляет собой последнюю обитель на земле. Ф. Сакоян, Л. Эккер

Четвертый дом. После разнообразия 3 дома необходимо определить свое настоящее место в Мире, ентгрировать и ассимилировать впечатления от внешних источников энергии.

Четвертый дом символизирует фундамент, опору – самое надежное основание для жизни. В этом доме человек имеет дело со своими корнями, с предысторией, с первопричинами своего появления на свет.

Любопытно, что в древних культурах с геоцентрическим мировоззрением, представлявшим Землю плоской, до бесконечности простиравшейся вниз, 4 дом ассоциировался с концом, с могилой, с беспросветным тупиком одиночества и распада.

Гелиоцентрический взгляд на мир гораздо более оптимистичен. Круглая Земля подразумевает, что продолженные дальше вниз 4 дома людей, населяющих поверхность планеты, в Центре Земли встречаются. Таким образом, опыт 4 дома становится опытом общечеловеческого единства, переживанием общих корней всех живущих с нами на Земле. Здесь происходит самоопределение личности как отдельной представительницы человеческой расы.

Отсюда глубина чувств и сокровенное наполнение внутреннего мира, которые относятся к сфере этого дома.

Четвертый дом – убежище, место, где человек чувствует максимальную защищенность  от угроз внешнего мира. Это домашний очаг, а в доме это спальня, а возможно туалет или кухня.

В 4 дом попадают предки и прежде всего родители. Здесь отношение к Родине и малой родине, к национальным, культурным, семейным традициям. Б.Израитель