О всех домах гороскопа и положении Управителей в домах читайте ТУТ.
Десятый дом
Символические управители Козерог, Сатурн, кульминирует Марс, в заточении Луна, в падении Юпитер, Нептун.
10 дом — единственный дневной из земных домов, поэтому он несет на себе большую нагрузку и угловым является не случайно. Здесь внешняя реальность оказывается сильнее человека и требует материализованной в поступке или выборе реакции, к чему средний человек не привык, чего они боится и, как правило, не любит. 10 дом управляет совершенно конкретными проявлениями духовности и бездуховности человека, но это нужно уметь увидеть и понять.
Если 8 дом управляет экзистенциальным выбором в пограничных, экстремальных ситуациях, то 10 дом это выборы каждодневные, обыденные, но именно они в конечном счете определяют эволюционное развитие человека; именно здесь ему в максимальной степени дается свобода воли, которую он может использовать творчески, во благо или во зло, а может отдать кому-то еще, отчего голова, конечно, будет болеть меньше, но краски мира придется смотреть через телевизор, и хорошо, если он окажется цветным.
В 10 доме Абсолют действует через проявленные структуры, и человеку приходится менять или ставить себе конкретные цели и задачи в качестве непосредственной реакции на эти действия. К низшей октаве 10 дома относится административная и вообще любая жесткая иерархическая система, в которой каждое звено управляется вышестоящим и никак не зависит от окружающего мира. Идеал такой системы — полная регламентация поведения и, соответственно, отсутствие свободы выбора в любой своей части, что соответствует абсолютно жесткому и кристаллизованному эгрегору, каковые, впрочем, нежизнеспособны. В любой ситуации 10 дома присутствуют два характерных элемента: во-первых, давление внешнего мира, заставляющее человека отреагировать: поставить себе новую конкретную цель или задачу, и, во-вторых, момент выбора этой цели из нескольких невозможных. Если хотя бы один из этих элементов отсутствует, то 10 дом не включен: если нет давления извне, это может быть, например, творческий выбор (5 дом), если же нет выбора (хотя бы подсознательного), то это, возможно, 12-й или 11-й дома (насильственное безличное служение или принудительная групповая работа).
Таким образом, для 10 дома характерны два чувства: с одной стороны, свободы воли и необходимости выбора, а с другой — активизации и усиления внешних ограничений, требующих перемены поведения и направления мышления; при этом возникают ощущения усиления давления со стороны внешнего мира и ответственности за свой выбор, которые человек часто вытесняет в подсознание или проецирует вовне.
В частности, по 10 дому идет непосредственный начальник в роли работодателя и представителя заказчика (т.е. Абсолюта), когда он вызывает человек к себе, принимает у него сделанную работу и предлагает варианты следующей. В низшей октаве 12 дома он предлагает единственное и точно определенное задание, и выбор человека сводится к тому, чтобы его взять или начисто отказаться, с различными негативными последствиями; однако практически любое задание можно толковать и исполнять по-разному, поэтому не так легко против воли человека превратить 10-й дом в 12-й, исключая тюрьму, целиком стоящую под 12-м, и лагерь смерти, находящийся под сильным 8-м и 12-м одновременно. Соответственно стоит 10 дом и над начальником, выдающим задание, поэтому по 10 дому идут подчиненные, которыми он руководит как исполнителями, но не его личной воли (это слуги, 6 дом), а некоторой общей задачи или программы (например, функционирования предприятия, работы завода и т.д.). Другими словами, подчиненные отличаются от слуг (а начальники от хозяина) отсутствием акцента на «я», безличным отношением, когда главными являются (или подразумеваются) интересы дела, которому служат оба, но на разных ступенях иерархии.
Во внутренней жизни 10 дом означает акцент на ситуации выбора духовного пути, но не глобального (8, 9 дома), а каждодневного. Здесь характерны ощущения усиления давления, ужесточения ограничений, обострение совести и чувства долга или, наоборот, протеста против своей судьбы, и необходимость поиска выхода из неприятного положения, часто путем выбора своего отношения к происходящему. В ситуациях 10 дома фоном (иногда еле различимым) всегда идет 4-й, в частности, жизненные позиции и глубинная религиозность, которые в 10 доме актуализируются и испытываются на прочность.
По 10 дому идет мать как носитель и проводник социальных программ, которые человеку нужно освоить и приспособиться к их требованиям, а также как практический духовный учитель, дающий ребенку конкретные советы и наставления. Под 10 домом идет воспитание детей в той его части, которая управляется девизами «Так устроен мир» и «А вот здесь тебе придется подвинуться», а также формирование их конкретных жизненных целей и задач (стать отличником, победителем школьного фотоконкурса или председателем агропромышленного комплекса РСФСР). По 10 дому идет каждодневное духовное воспитание и испытание человека на материале его внешней жизни (и, разумеется, внутреннего отношения к ней). По 10 дому идет карьера и отношение к ней, т.е. честолюбие, чувство долга по отношению к внешним условиям, делам, которыми человек занимается, и организациям, членом которых он является.
По 10 дому идут практические духовные учителя и ученики, т.е. люди, которые говорят, что нужно сделать и какой выбор совершить в конкретной жизненной ситуации данного человека. Практический духовный учитель это очень ответственная роль, принципиально отличающаяся от общего духовного учительства, формирования идеала и т.п. Здесь, под 10 домом, нужно учесть конкретные обстоятельства жизни человека и его фактический эволюционный уровень, давать указания в соответствии с этим, а также актуальным уровнем его понимания и внутренней честности. Наоборот, в роли практического духовного учителя может выступить, иногда сам об этом не подозревая, кто угодно, но человек должен быть готовым услышать чужие слова как духовное наставление, т.е. почувствовать, что у него включился 10 дом.
На первом уровне проработки 10 дома человек относится к его проявлениям крайне отрицательно. Любые внешние ограничения своей свободы, точнее говоря, того, что он под этим понимает, т.е. свободы потребления, воспринимаются им как откровенное и незаслуженное зло, а свобода вынужденного выбора между несколькими одинаково неприятными вариантами, или, еще хуже, необходимость активных поисков чего-то заведомо неудовлетворительного, как чистое издевательство судьбы (иногда это проецируется на отдельных людей, организации или политическую систему в целом). Ему чрезвычайно неприятно чувство личной ответственности, характерное для 10 дома, и он старается его избежать, вытеснить или спроецировать на других, например, изображая 10 дом как 11-й («мы все, как один человек, решили…») или 12-й («обстоятельства сложились так, что мне ничего не оставалось, кроме…»). Для этого уровня характерно желание твердой внешней власти, которая насильно поведет человека к райскому блаженству, что часто сочетается с тайной мечтой анархизма, но все-таки только для себя лично. К идеям свободы воли и высшего начала в людях этот человек относится крайне скептически, считая, что лучший способ управления другими это хороший кнут, или, в крайнем случае, дисциплина голода; советов и наставлений не переносит, воспринимая их как агрессию. Характерное поведение в жестких условиях — человек не делает никакого выбора и ждет до конца, пока 10 дом не переключится на низшую октаву 8-го (кризис и острая ситуация, часто на грани выживания) или 12-го (императивное служение Абсолюту, например, болезнь на больничной койке). Ответственность за свой выбор и поступки отчаянно отрицается и проецируется вовне, особенно на власть, начальника, обстоятельства и тяжелое детство, неправильное воспитание и т.п. В отношениях с начальниками и подчиненными характерно холуйство, т.е. отсутствие чувства долга и подмена 10-го дома 6-м, безличного отношения корыстным и личным с акцентом на «я»: «Я велю тебе делать то-то и то-то», что, как правило, ведет к злоупотреблению служебным положением. Основной урок 10 дома — принцип уважения к внешней реальности и восприятие ее духовного начала — на этом уровне еще не усваивается; человек на практике относится к внешнему миру как паразит, а напряжений откровенно боится, опасаясь быть безжалостно раздавленным, но старается это чувство по возможности вытеснить.
На втором уровне проработки 10 дома отношение человека к нему двойственное. С одной стороны, он отрицательно воспринимает внешние ограничения и давление, вынуждающие его на практике искать выход, принимать решения и ставить себе конкретные цели и задачи (но признает их как часть объективной реальности, а не в качестве проявления мирового зла, что характерно для первого уровня). С другой стороны, сам процесс поиска выхода и формирования целей воспринимается уже в некоторой мере как творческий, и человек видит в нем не только напряжение, но и удовольствие, а также в большой степени возможность самовыражения и самоутверждения. Это уровень инициативных подчиненных-исполнителей, которые не будут, что характерно для первого уровня проработки, уточнять свое задание до мельчайших деталей, и предприимчивых начальников, склонных предоставлять своим подчиненным известную свободу.
На этом уровне у человека уже есть чувство личной ответственности за некоторые свои выборы, но он воспринимает его преимущественно негативно, как неизбежную, но неприятную тяжесть, которая уходит лишь когда (и если) выясняется, что выбор был сделан правильно. Другими словами, ответственность за свои поступки человек иногда берет на себя, но неохотно и лишь по чувству долга, или активно вынуждаемый внешними обстоятельствами, а в остальных случаях старается ее избегать или перекладывать на других.
К идее свободы воли этот человек относится положительно, в предположении, что внешние условия и, в частности, социум поставят надежные заслоны проявлениям низшего начала в человеке. В целом ему представляется, что оно существенно сильнее высшего, за исключением очень небольшого числа святых, подвижников и т.п., чье существование он допускает (но не среди своих личных знакомых), но роль в обществе считает явно недостаточной, а может быть, и несущественной.
Этот человек иногда способен на гибкое поведение в жестких условиях, но оно всегда требует от него больших моральных усилии и дается нелегко; тем не менее, существенные для себя практические решения он стремится делать не в последний момент, когда возможности выбора минимальны, а немного заранее. К советам отношение двойственное, как правило (считает человек), они глупы и неуместны, но иногда (очень редко) можно услышать что-то стоящее и этому последовать; впрочем, сам он, особенно в области, где считает себя компетентным, раздает их щедро и не очень глядя на реакцию адресата.
Этому человеку (кроме совсем гармоничного 10 дома) не очень нравится окружающая реальность, но он ее уважает, в том смысле, что признает данность ее ограничений и необходимость с ними считаться, однако воспринимает их в лучшем случае как вынужденные условия существования, ни в коем случае не духовные: Бог, если он есть, проявляется в чем-нибудь другом.
На третьем уровне проработки 10 дома человек начинает осознавать принцип тождества внешнего и внутреннего мира и рассматривать внешние препятствия, ограничения и давление как проекцию своих внутренних недоработок. Теперь он осознает значимость для всей судьбы значительно большего количества своих выборов, и относится к ним гораздо ответственнее; в частности, он старается не решать внешнюю проблему, не разобравшись предварительно с соответствующей внутренней. Меняется и отношение к внешним ограничениям, заставляющим человека менять свое поведение и ставить себе новые цели и задачи: человек воспринимает их не только как неприятное давление внешнего мира, но и как направляющую руку кармы, помогающую ему в выборе жизненного пути, а также акцентирующую актуальные внутренние проблемы. Соответственно, непосредственный начальник и вообще идея внешней власти перестают рассматриваться как исключительно негативные явления в жизни; оказывается, что через них также может транслироваться воля Божья в своей очень существенной для человека части. Одновременно человек ощущает духовность (т.е. кармическую значимость) своих поступков, и его чувство ответственности за конкретные выборы резко возрастает; однако он ощущает не только тяжесть этой ответственности, но и благодарность эгрегора за правильное и творческое поведение в трудных ситуациях (чувство глубокого удовлетворения, благодать в различных формах, в зависимости от знака на вершине 10 дома и т.п.). На этом уровне человек ощущает свободу воли как необходимое условие всякой эволюции, и в принципе считает высшее начало в человеке сильнее низшего, но, тем не менее, находит полезными определенные внешние меры по ограничению последнего, в первую очередь, ради самого человека, который впоследствии будет только благодарен; вместе с тем, идея смертной казни на этом уровне уже кажется неприемлемой, как и вмешательство группы в личную жизнь любого человека.
Этот человек довольно гибко ведет себя в любых условиях, и это, как правило, не составляет для него особых усилий, кроме ситуаций, вынуждающих его нарушать нормы общественного сознания и подсознания, что, впрочем, бывает редко (если 10 дом не совсем поражен); в его повседневной жизни много творчества, и с ним, как правило, не бывает скучно. Он уважает внешнюю реальность и ощущает ее не только как давящую, но и как приглашающую к творческому участию в эволюции; его советы редко бывают бесполезными, хотя к ним и не всегда прислушиваются.
На четвертом уровне проработки 10 дома человек хорошо видит линии кармических программ и их внешние проявления, так что любой эгрегор (свой и чужой) имеет для него духовный смысл и подразумевает определенную ответственность. Этот человек сознательно идет на создание ситуаций с сильными ограничениями своей внешней свободы с целью наиболее эффективной проработки кармических узлов, как своих, так и групповых; при этом внешние препятствия и давление он воспринимает как необходимые условия для этой проработки, а моменты выбора и постановки себе конкретных целей и задач как наиболее интересные и творческие в своей жизни; однако на этом уровне часто наибольшая нагрузка приходится на выбор во внутренней жизни, в частности, своего отношения к окружающей реальности и, самое главное, направления своего внимания, что на этом уровне играет основную роль во всех взаимодействиях человека с внешним миром.
Этот человек видит в своем непосредственном начальнике и вообще любом, кто дает ему указания (включая ему при этом 10 дом), практического духовного учителя, направляющего его по пути эволюции; при этом он, впрочем, понимает истинный смысл этих указаний (часто неясный тому, кто их дает) и ориентируются именно на него. Со своей стороны, давая конкретные советы и указания, этот человек выступает в роли практического духовного учителя для каждого, кто эти советы правильно воспримет, что может оказаться очень непросто, поскольку потребует определенного уровня проработки 10 дома учеником, в частности, видения своей ситуации как духовной и готовности выслушать комментарий учителя, не профанируя его до привычного уровня. Тогда слова учителя прозвучат в душе ученика как непреложная истина, хотя будут высказаны в совершенно нейтральной форме, без признака внешнего давления, поскольку реальный духовный авторитет ощущается непреложным, хотя обязательно оставляет человеку свободу выбора. Административная иерархия является низшей октавой духовной; обе идут по 10 дому, а различие заключается в частоте вибраций управления, которое в первом случае апеллирует к эго (дисциплина палки или голода), а во втором к высшему «я».
Ситуация 10 дома чаще всего возникает у человека на работе, когда его непосредственное начальство меняет ему характер деятельности, дает новое задание и т.д. Поэтому традиционно в астрологии считается, что работа идет по 10 дому, хотя реально у человека, приходящего в обычный день на свое обычное рабочее место, включается 6 дом, исключая свободные профессии, идущие под 5 домом. Под 10 домом идет обсуждение будущих планов, т.е. выбор карьеры, как, впрочем, и любой другой практический выбор, когда не вмешиваются ограничения личной (2 дом), социальной (3 дом), групповой (8 дом) или групповой социальной (9 дом) этики. Чаще всего это постановка себе конкретных целей, задач или направлений деятельности, а средства их реализации выбираются уже учетом всех имеющихся видов этики.
Под 10 домом идут исполнительные органы: совет министров и ниже (законодательные управляются 9-м), все виды иерархий и их служители, включая духовные иерархии всех уровней. Характерным для любой конкретной ситуации 10 дома является ощущение непосредственной включенности в мировую карму, что на низком уровне воспринимается как непомерная тяжесть и давление обстоятельств, а на высоком как чувство долга и высокой ответственности.
Ситуации 10 дома дают наиболее сильное включение человека во внешнюю реальность и самое непосредственное ощущение мировой кармы, которое только ему доступно. Положительные эмоции, связанные с сильным включением 10 дома — удовлетворенное честолюбие, сияние в лучах политической славы и могущества, конкретные эволюционные достижения — всегда кратковременны, и 10 дом быстро сменяется более прозаическими, но и менее ответственными домами. Но вообще под 10 домом реализуется свобода воли человека, и чем выше эволюционный уровень, тем более ответственны его выборы и тем важнее проработка этого дома.
Сильный 10 дом дает человека, который столкнется с необходимостью принимать разнообразные решения, часто ставить себе и другим конкретные цели и задачи и во множестве давать, получать советы. Это не обязательно судьба начальника, но что-то начальственное в его манерах будет обязательно, причем в почерке 10 дома, в отличие от 1-го, есть отчетливый оттенок безличности, когда человек говорит не от себя, а словно возвещая чью-то высшую волю — начальства, административной системы, или непосредственно Абсолюта. Если 10 дом включен в чистом виде, без примеси других, особенно 1-го, это так и есть, это бывает редко и обычно лишь у служащих совершенно кристаллизованного эгрегора (стопроцентный бюрократ) или действительно на высоком уровне. А пока человек на него не вышел и не видит за внешними событиями своей и чужой жизни линий и узоров кармы, реализовать свой сильный 10 дом ему трудно. Для этого требуется найти свою иерархию (неважно, на работе или в семье), занять в ней свое место, научившись как творчески командовать подчиненными, так и творчески выполнять распоряжения начальства. Здесь задача (и сложность) заключается в последовательном искоренении личного отношения, т.е. соскальзывания в 1-й и 6-й дома и выработке чувства профессионального долга (т.е. постижения этики эгрегора иерархии и лично своей в нем): подчиненный не слуга; начальник не хозяин; исполнение задания не есть личная услуга или достижение, а совершается во славу иерархии. При слабом 4 доме есть опасность нехватки или недостаточной силы жизненных позиций (на основе которых должны совершаться все конкретные выборы и ставиться цели и задачи), что ведет к хаотическому мельканию планов и жизни в целом. В принципе у этого человека должна быть очень высокая ответственность за все свои поступки, выборы и слова, особенно советы и указания, поскольку кармически в большой мере он является практическим духовным учителем и учеником всю свою жизнь, но чаще всего эта внутренняя ответственность вытесняется или проецируется на других, остаются безлично-властные манеры и внешняя видимость чувства ответственности. Проработка дает большую духовную реализационную власть, хорошее видение кармы и умение точно сказать любому человеку, какова его дхарма, т.е. долг перед Абсолютом в его конкретной ситуации.
Слабый 10 дом дает человека, чьи начальники будут не часто менять задания и требовать отчета о проделанной работе, а если это домохозяйка, то ее быт будет редко требовать смены стратегии его ведения. Сам он, если захочет, может добиться начальственного положения, но это будет стоить ему известных трудов, в частности, потому, что ему будет сложно безлично относиться к подчиненным, особенно при сильном 1-м, 5-м и 6-м доме. Жизненный выбор и формирование конкретных целей и задач не будут его особенно заботить, в частности, он не будет ощущать в подобных ситуациях большой ответственности, что, однако, вовсе не означает, что ее нет вообще или что никогда в его жизни ответственного выбора не будет, и в отсутствие проработки человек рискует безответственно отнестись к жизненно важной для себя ситуации. Его мать скорее всего не очень занималась его социальной адаптацией и не лелеяла честолюбие, о чем иногда пожалеет его жена, и гораздо реже он сам. Он может, при желании, воспитать в себе большую ответственность за свои поступки, но проблема свободы воли для него не будет актуальной, поскольку он редко почувствует, чтобы ее сильно ограничивали, и вряд ли конституция его страны будет лежать у него дома на почетном месте. Ему будет трудно получить внешнюю, практическую власть, но она и не будет его особенно интересовать, но следует помнить, что реализационная власть определяется не картой, а эволюционным развитием человека.
Гармоничный 10 дом дает человека, который умеет ладить с начальниками и подчиненными, по крайней мере, ситуацию своего отчета он всегда умеет сгладить и выдать хорошее за прекрасное, а среднее за хорошее; при раздаче очередной порции задания он никогда не получит самого грязного и хлопотливого, каковым обстоятельством ему не следует злоупотреблять. В его жизни может быть много выборов, но он будет делать их легко, без мучительных усилий, а возникающее чувство ответственности будет лишь поднимать его в собственных глазах. Его неправильные выборы судьба (до поры до времени, но иногда, очень редко, всю жизнь) будет смягчать, предоставляя новые возможности, а провалы покрывать. Здесь очень важно иметь точные жизненные позиции, иначе розовые очки рискуют отвести человека от его кармической программы белого практического духовного учителя, который умеет не только увидеть конкретную кармическую программу другого и указать ему жизненную линию поведения, но и значительно сгладить его кармически узлы, проявляющиеся во внешней жизни. Это дает проработка, а в ее отсутствие человек проваливает одно дело за другим, сначала доставляя неприятности только другим, а начиная с некоторого момента деградирует и начинает попадаться сам.
Этот человек не то что уважает, он любит внешнюю реальность, а особенно моменты приятного выбора легко осуществимых планов и задач, но это пока жизнь поворачивается именно так. Сатурн, символический управитель 10 дома, может ждать долго, но и его терпение кончается, и в какой-то момент он начинает требовать проработки 10 дома жестко, несмотря на гармоничные аспекты, и здесь, как и всегда, лучше не доводить его до крайностей.
Пораженный 10 дом дает человека, для которого вызов к начальнику и серьезный разговор с подчиненным всегда очень напряженные события; можно точно сказать, что они даются ему нелегко, несмотря на годы старательной проработки. Если вершина 10 дома находится в подвижном кресте, этот человек может менять тематику (иногда вместе с местом) работы два раза в год, каждый раз со скандалом; если 10 дом стоит в постоянном кресте, он, вероятно, будет конфликтовать много лет на одной тематике, но сменить ее будет по каким-то причинам трудно.
Здесь карма требует очень точного поведения в ситуациях внешнего выбора, и за малейшие ошибки в нем, а также при постановке своих целей и задач, человеку приходится дорого расплачиваться (как именно, покажут аспекты 10 дома). На первых этапах жизни возможна ненависть к начальству, протест против любых ограничений свободы воли, анархизм, хипование и т.д. Жизнь, к сожалению, поставит рогатки и ситуации жесткого выбора и относительно свободному хиппи с пораженным 10 домом, и, кроме того, вероятно, что его изнутри захватит самая обыкновенная жажда практической власти, желание манипулировать людьми, причем не лично, а с помощью административного аппарата, и он начнет такой себе искать или создавать. Этот человек может стать чиновником в жесткой иерархии, черным учителем для всех нижестоящих и внешних просителей, правда, с риском стремительно вылететь при любом неосторожном движении или просто так. Проработка дает возможность участия в духовной или, по крайней мере, относительно творческой иерархии; на высоком уровне, требующем длительной бескорыстной работы и отречения от обычных человеческих амбиций это может быть практический духовный учитель, который способен пробудить совесть в целых коллективах и наставить на путь истинный самых отпетых представителей рода человеческого, Вероятна жесткая мать с неудовлетворенными социальными амбициями, проецировавшая их на ребенка, комплекс честолюбия и страх перед внешним миром.
А. Подводный
Десятый дом. Управители Сатурн и Уран, в изгнании Луна. Кристаллизация, структура, высшая точка гороскопа, вершина горы, с которой видны дальние цели. Духовный уровень.
Положение углового дома, самого важного после асцендента, самая ясная и четкая часть внешней жизни, которая проявляется очень отчетливо, показывает место человека в социальной структуре, цель жизни, превращение личности в структуру социальной иерархии, ее профессиональный успех.
Высшая точка гороскопа свидетельствует о способностях к целенаправленной деятельности. Это духовные задачи воплощения, духовное учительство, деятельность в соответствии с принципами.
Сатурн определят социальный статус человека, его амбиции, стратегичность, отношение к почету и наградам.
Атмосфера 10 дома суховата из-за изгнания Луны, особой интимностью не отличается. 10 дом управляет моментами практических решений и социального выбора, но базой дома остается 4 дом жизненных позиций и фундаментальных установок. Здесь обстоятельства могут оказаться сильнее нас (оппозиция Луны и Сатурна). У человека, согласно энергии знака на куспиде, проявляются чувство дома и разнообразные комплексы и зажимы, связанные с неудачами в социальном и профессиональном продвижении. Экзальтация Марса сообщает дому силу и волю к ее достижению.
По традиции 10 дом считается обителью отца, обеспечивающего семье социальную безопасность и определяющего в жизни человека Закон и Порядок.
Будучи вершиной тригона Земли, 10 дом показывает, какими средствами человек сможет подняться до своей цели: по личным заслугам 2 дома, по собственной работе 6 дома придет и почет.
Н. Маркина
10 дом — Regnum.
Осуществление своего социального и профессионального призвания — Почести, стремления, идеал — Требовательность к себе.
Астрологически десятый, угловой, дом относится к части эклиптики, расположенной высоко над горизонтом, приближающейся к своему апогею — точке кульминации.
10 дом указывает на способность человека организовать и вести свою жизнь в соответствии с его философскими или идеологическими убеждениями. Идеал этого дома — «жить так как думаешь», то есть построить свое существование, исходя из своих глубинных убеждений. Такая работа предполагает добровольное усилие для того, чтобы освободиться от атавизмов, семейных и национальных предрассудков. Достижение этой внутренней независимости требует владения собой, чувства ответственности и проявления воли и уверенности, что мы осуществим то, ради чего родились. Здесь происходит диалектическая игра между волей, которая должна преодолеть все препятствия, и подчинением законам природы, которые выражаются через осознание нашей роли и наших границ, через принятие того, что дает нам судьба, не забывая при этом, что человеческое сознание всегда колеблется между возможностью свободного выбора и предопределенностью.
Сильный 10 дом может дать стремление к власти, управление коллективной судьбой, где человек необоснованно может посчитать себя ее проводником. В отличие от четвертого дома, наделяющего социальным чувством, чувством причастности к группе, коллективу или клану, 10 дом предполагает глубокое одиночество, ибо контроль человека над самим собой, его борьба с собственной судьбой во имя достижения высших целей — все это может осуществляться только им самим, без какой-либо внешней помощи. Человек может быть привязан к своему Учителю, как говорит Бхагават-Гита, но Герой должен сам пустить стрелу своей судьбы перед доброжелательным и понимающим взором своего Учителя, который никоим образом не может сделать это за него.
Д.Редьяр пишет по этому поводу: «Десятый дом — дом «достижения». Человек может открыть то, что называется «призванием», но это еще не гарантирует, что он достойно пройдет все испытания, которые позволят ему узнать, готов ли он реально выполнить свой долг, связанный с этим призванием. В десятом доме человек проверяется единственным экзистенциально значимым тестом: испытанием через свои дела… Великая служба требует служителя, который реализует свой природный потенциал, в то же время являясь преданным исполнителем поставленной задачи. Два процесса происходят в ходе становления человеческой личности: человек работает, стремится к чему-то, сознательно отдает свои силы осуществлению какой-либо социальной или космической функции. Одновременно совершается нисхождение архетипа, или божественной Идеи, которую выражает эта функция, навстречу «восхождению личности».
Л. Винклер
10 дом. Женский, материальный, подчиняется Сатурну, экспансия (распространение), способности, дарования, профессия, социальное положение, жизненный успех.
Этот угловой дом относится к важнейшим вслед за домом 1 и асцендентом. Он ограничивает вертикальную ось, которая простирается от вершины 4 дома до вершины 10, точнее говоря, от семейного круга, родительского дома (= дому 4) и защищенности к многообразию жизни, к профессиональной проверке и этим к «распространению» человека (экспансии).
Он символизирует идеальную профессию, к которой стремится натив, начальников и вообще всю профессиональную сферу, социальное положение или жизненный успех (или же трудности и препятствия в профессиональной деятельности).
Положение знаков и планет дает нам очень хорошие указания на способности и дарования натива, на правильность начала, а также на окольные пути, смену положения, профессиональную перестройку.
В целом этот дом имеет огромное значение, даже определяет общий ход судьбы: усиление дома 10 указывает на быстрое развитие главных событий в профессиональной судьбе, причем сильнее всего подчеркиваются годы жизни между 20 и 30 годами. Вершина 10 изображает, так сказать, кульминационный пункт гороскопа: Солнце достигает около полудня своего высшего положения, а дом 10 показывает «полдень жизни». В противоположность этому Солнце в доме 4 имеет самое низкое положение, то есть полночь.
Фактом, установленным на опыте, является то, что натив с сильно действующим положением звезд в этом доме или даже Солнцем вблизи вершины 10 (рождение в полдень!) обладает достойным внимания излучением и обычно поднимается над социальной ступенью, на которой он находится от рождения. В первую очередь это проявляется в собственном психическом самообладании и в отношении к жизни.
Положение звезд верхнего меридиана, в доме 10 гороскопа, показывает, что человек в большей степени направлен наружу и стремится к личному успеху, подъему (он, следовательно, экстраверт) в противоположность рожденным в полночь (положение звезд в нижней точке гороскопа), которые больше направлены вовнутрь (они интроверты).
Эзотерика. Т. II
10 дом. Медиум цели, Cуммум цели, Mесуранема, Xипогеион, Xонорес (Почести), Середина неба.
Значение. Угловой, важный дом, относящийся к профессии и успеху в жизни.
Значение в гороскопе индивидуальном
1-я треть. Успех собственными силами, родители и их влияние на профессию и социальное положение, максимум достижений, тесть, свекор, дом, женщины. У женщины: муж. Враги друзей, болезнь первого ребенка, смерть первого родного брата, сестры, первый ребенок подчиненных, друзья врагов.
2-я треть. Профессия и успех в ней, способности в профессии, 2-я треть жизни, учреждения, государственная служба, дом врагов и союзников.
3-я треть. Качество сил для профессии, сила ума, первая профессия, начало профессиональной деятельности, честность и нравственность, последняя треть жизни.
Значение в гороскопе мунданном. Глава государства, президент, местные власти, губернатор, дворяне, правительство, верхние 10 тысяч элиты, национальная честь и достоинство.
Значение в гороскопе хорарном. Вопросы кредита торговли и профессий спрашивающего, контакты с учреждениями и судьями, краденое имущество. Остальное — по значению гороскопа индивидуального.
Я. Кефер
10 дом, Козерог, Сатурн, Марс в возвышении.
10 дом связан с общественным положением и отношением к обществу в противоположность личной сфере человека в 4 доме. Связан с обязанностью перед людьми, профессиональной и общественной репутацией, честью, бесстрашием, кармой, отношением к политической власти. Если 4 дом описывает общественное положение и степень образования семьи, в которой родился человек, то 10 дом говорит нам о том, сможет ли человек удержать престиж, повысит или потеряет его.
10 дом, знак Зодиака, хозяин и планеты в нем, их аспекты показывают способность или неспособность достичь высокого положения. Он показывает честолюбие, его проявление, благоволение начальства или опалу.
Стремление к власти и положению тесно связаны с алчностью Марса, который толкает к действию. Если это честолюбие выливается в жестокую борьбу за власть, то Сатурн сбросит его с высокой должности. Здесь срабатывает закон причины и следствия, связь с Сатурном показывает также, сколько самодисциплины, организованности, труда и терпения может проявить человек, чтобы достичь высокого положения. Сатурн возвышен в Весах, связанных с контактом и юрисдикцией, поэтому продвижение человека обеспечено лишь в случае, когда его престиж в глазах публики незыблем, а его дела чисты. В политическом отношении 10 дом означает политическую власть, правительство, людей на высших постах и правительственные органы власти.
Ф. Сакоян, Л. Эккер
Определившийся в рамках родовой среды, семьи и малой родины (4 дом) личность в 10 доме выходит на широкую арену социальной активности. Этот дом показывает, в каком качестве человек сможет наиболее успешно действовать в обществе. 10 дом – дом достижения и призвания.
Какая объективная цель подразумевается при «конструировании» данной индивидуальности, ради чего она призвана в этот Мир? Вот основные вопросы, на который должен ответить 10 дом. Поэтому здесь мы находим социальный статус, характер профессии, тип отношений с властью, с сильными мира сего. Карьерные склонности и амбиции 10 дома зависят от личной философии и целеполагания, сформировавшегося в предыдущем 9 доме. Только широта взглядов может стать фундаментом грандиозных задач и профессионального триумфа.
Значимость 9 дома мало уступает первому, и некоторые атрибуты первого – внешность, имя, фамилия, стиль поведения – можно найти и в десятом.
Однако степень проявленности или включенности 10 дома очень сильно варьирует от карты к карте, и не так уж редки случаи, когда человек живет со «спящим» 10 домом. Сама мысль, что у него есть какое-то призвание, что есть какое-то дело, которое лучше него исполнить никто не может, не приходит человеку в голову.
Б.Израитель