О всех домах гороскопа и положении Управителей в домах читайте ТУТ.
Пятый дом
Символические управители Лев, Солнце, кульминирует Плутон, в заточении Уран, Сатурн, в падении Меркурий.
Огненные дома (1, 5 и 9) представляют различные ипостаси «Я» человека. В отличие от 1 дома, определяющего личность человека, существующего независимо от мира (когда включен 1 дом, внешний мир как бы исчезает, становится несущественным), 5 дом представляет внешнее (экстериоризированное) «я», тот образ (или образы), которые человек ставит между собой и внешним миром в процессе взаимодействия с ним. При этом, как и во всех ночных домах, внешний мир вторичен по отношению к человеку, но существование и подробности окружающей реальности уже имеют большое значение, и внешний образ «я» выбирается в соответствии с ними. «Не умеешь ты с людьми разговаривать», с горечью констатирует мать свой педагогический провал — отсутствие у сына развитого 5 дома. Искусство «разговаривать с людьми», производя на них нужное впечатление и добиваясь своих целей, тесно связано с умением воплотиться в заранее подготовленный и отшлифованный образ, который человек, конечно, не отождествляет с собой лично, в чем и заключается отличие 5-го дома от 1-го. Вопрос, какие и для чего нужны внешние образы «я», решается в зависимости от уровня проработки 5 дома.
Другим словами, можно сказать, что 5 дом представляет актуальную личность, т.е. то, каким человек предстает перед окружающим миром, и то, как он реагирует на внешние ситуации, требующие его включения, в отличие от потенциальной личности 1 дома, раскрывающейся в психологических тестах, заполняемых в спокойной обстановке, когда окружающий мир как бы отсутствует. Человек с сильным 5 домом и слабым 1 домом это блестящий актер, который может сыграть любую роль, перевоплотиться в кого угодно, но смотреть его игру будет интересно лишь тогда, когда пьеса или режиссер будут сильными; сам он «вытянуть» роль никогда не сможет; еще менее ярким окажется такой человек в личном общении, когда ему не предлагается никакой роли и нужно играть «самого себя», а ему непонятно, что это значит, о ком, собственно, идет речь. Наоборот, сильный 1 дом с неразвитым 5-м может дать интересную, богатую личность, но этот человек всегда играет как бы сам себя, не без труда перевоплощается в другого, и гибко отреагировать в непривычной ситуации ему может быть сложно.
Таким образом, если 1 дом представляет внутренний, личный образ «я», то 5 дом символизирует видимый миру образ человека, и это совершенно разные (хотя, конечно, связанные между собой) вещи. Особенно важно понимать, что хотя самоутверждение человека идет, вообще говоря, по всем 12 домам гороскопа, самооценка, в основном, определяется (по крайней мере, у среднего человека) образом «я» 1 дома, т.е. личностью, а личная оценка человеку другими людьми — его 5 домом, т.е. тем, как он представляет себя для них; о том, что он представляет для себя, другие могут только догадываться, и это мало кого заботит.
5 дом подразумевает определенное отчуждение человека от того образа, в котором он в данный момент находится. Типичный пример — детские речевые игры: «я буду мамой, а ты дочкой». Пока идет игра, включен 5 дом: «мама» воспитывает «дочку», укладывает ее спать, дает игрушки и реагирует в рамках своей роли, в частности, терпит обращение, которого не потерпели бы вне игры. Но как только игра нарушается и 5 дом выключается, та же ситуация мгновенно переосмысливается и может стать, например, невыносимо обидной, разрешаясь слезами (1 дом) или дракой (7 дом).
5 дом управляет творчеством человека в самом широком смысле этого слова. Человек пришел в этот мир не просто так: у него есть общая задача, которая похожа на задачу Бога творца, создавшего мир. Так и человек, в течение своей жизни должен создать мир, но не из ничего, а из себя, того, что в нем потенциально содержится и должно проявиться вовне. Это и есть главный смысл 5 дома, а внешние образы «я» суть не что иное, как разнообразные инструменты, с помощью которых происходит раскрытие в мир внутреннего содержания человека. И в течение жизни 5 дом проявляется в совершенно разных формах.
В детстве 5 дом включается во всех играх и вообще ролевых ситуациях, когда ребенок надевает на себя чей-то образ, отчетливо сознавая, что это не он (иногда этот образ надевается на него насильственно: «Сегодня вечером будут гости, будь, пожалуйста, примерным мальчиком и не ковыряй в носу»). Роли 5 дома отличаются от масок 1 дома тем, что они, во первых, свободно надеваются и снимаются, а во-вторых, тем, что они имеют определенного адресата, человека или ситуацию, на которую рассчитаны, в то время как маски и ипостаси 1 дома существуют как бы абсолютно, вне зависимости от окружающей реальности.
В юности 5 дом включает самую любимую из взрослых игр — влюбленность, роли, для которых с таким тщанием и усердием готовится все человечество, и которые, несмотря на это, обычно очень плохи и нежизненны, поскольку отношения любви (кармически) предполагают совместную эволюционную работу, а не дружное потребление космической энергии на радость быстро жиреющему эго.
Во взрослом возрасте 5 дом включается в момент личного творчества, когда человек создает неантропоморфный образ своего «я», например, замысел произведения искусства, которое (как он чувствует) просится из его души наружу как ее воплощение. Нужно подчеркнуть, что конкретная работа по созданию, скажем, картин, идет (как и любая работа) под 6 домом; по 5 дому идет самый интимный момент творчества — создание энергетического прототипа (поэт скажет: «я вынашиваю замысел»), который затем будет оформлен в конкретное полотно, оду или барельеф. Соответственно, под 5 домом идет беременность у женщины и беременность жены у мужчины (роды идут под 8 домом, а последние дни беременности — под 4-м).
По 5 дому идут дети как результат творчества человека и, конечно, как его объект, т.е. под 5 домом идет собственно воспитание детей (необязательно своих; 5 дом стоит над детским садом; ясли, однако, идут под 1 домом); и, конечно, 5 дом включается не только у воспитывающего родителя, но и у воспитуемого ребенка, так что 5 дом в детстве это не одни сплошные радости и безобразия, но также и моменты расплаты за них.
И, наконец, наиболее зрелая форма проявления 5 дома — это внешняя религиозность. Человек нужен Богу; и не как таковой, а теми делами, которые Бог просит его сделать. Однако Богу (или, на другом языке, карме) нужно творческое участие человека в его собственной жизни и реализация тех потенциальных возможностей, которые в нем заложены. Поэтому Богу (как и людям) человек являет себя через 5 дом, через те свои образы (антропоморфные и нет), что он в своей жизни создал: честно или лживо, красиво или безобразно, старательно или лениво. 5 дом включается, когда человек идет в церковь, и несет всего себя, в том виде, в каком он существует в мире, и смысл его общения с Богом (по 5 дому) состоит в коррекции внешних образов человека, с тем, чтобы они лучше соответствовали его кармической программе, что дает энергию и направление жизни. Другой вариант 5 дома (октавой ниже) это кинотеатр или театральная сцена, где также сильно включен 5 дом и можно насладиться исполнением жизненных ролей, а кроме того, идентифицируясь с актерами, поучиться самому, что, к сожалению. в настоящее время не принято (общественное подсознание считает, что развитый 5 дом нужен исключительно артистам, которым за перевоплощение в образ платят деньги, а остальным-то чего ради стараться?).
Когда Бог хочет явить себя человеку непосредственно, Он включает ему 5 дом на очень сильной энергетике — и человек общается с Ним почти прямо, наивно полагая, что «просто» безумно влюбился или сходит с ума от счастья по другому поводу.
На первом уровне проработки 5 дома человек не отделяет его от 1-го. Другими словами, он не в состоянии создать образ своего «я», отличный от той или иной грани своей личности. Если сравнить 1 дом с телом человека, а 5-й с его одеждой, то на первом уровне проработки 5 дома гардероб отсутствует, и человек ходит постоянно голым, варьируя свой вид лишь поворотом тела: фас, профиль, задняя часть. Естественно, что и других людей этот человек склонен рассматривать, считая их внешние образы «я» просто проявлениями личности, что иногда совершенно неверно; тем не менее, киноартистов такие люди часто отождествляют с их героями и не переносят, когда комическая роль сменяется трагической, поскольку образ при этом рвется.
На этом уровне человек всегда одевается не только в одном стиле, но и по возможности в одинаковые вещи, для него одежда есть продолжение его личности, и по одежде его вполне можно как встречать, так и провожать. Такая женщина не станет употреблять косметики вообще, или красится всегда одинаково, считая, что «таков ее стиль»; в действительности, конечно, не стиль, а единственный его принимаемый внешний образ, который давно уже сросся с личностью и стал ее частью.
Этот человек имеет очень ригидную актуальную личность, т.е. во всех ситуациях он ведет себя примерно одинаковым и хорошо предсказуемым образом. Творчество в узком смысле, как и творческое отношение к жизни ему не свойственны, и он вряд ли хорошо понимает, что значат эти слова. Ему очень трудно воспитывать детей, по характеру и судьбе хотя бы немного отличающихся от него самого; но если воспитание удается, отпрыски отличаются только возрастом. В любви этот человек точно следует официальным стандартам, прилагая их и к себе, и может очень страдать от рассогласованности внешности (своей и партнера) с эстетическими шаблонами: с возрастом эта проблема решается принятием жизненной позиции умудренных опытом дедов: «с лица воду не пить», а также «главное, чтобы ноги до земли доставали». Внешняя религиозность здесь чисто формальная, поскольку контакт с Богом по 5 дому достигается изменением внешних образов «я», которые в данном случае очень ригидны, и человек не склонен их добровольно менять ни при каких обстоятельствах. Кино, театр и эстраду человек любит соответствующие его жестким вкусам, вполне определенные по сюжету и манере исполнения, и относится к ним чисто потребительски, как к развлечению или удовольствию желудочного типа.
На втором уровне проработки 5 дома человек умеет, хотя и с трудом, эпизодически воплотиться в несвойственный ему образ, некоторое время, отчасти неуклюже, в нем походить. С другой стороны, у него имеется несколько образов, уже частично отлепившихся от его личности, в которых он чувствует себя непринужденно и может вести себя по-разному; это, например, роли Начальника, Подчиненного, Сына, Мужа, Отца, Любовника, Восхищенного Ценителя. И человек старается входить в роль, соответствующую ситуации, поскольку образ Восхищенного Ценителя не подойдет при разговоре с подчиненными (хотя, как знать, бывает и так, так же как роли Начальника или Подчиненного могут оказаться полезными при разговоре с любовницей, а образ Возлюбленного при общении с матерью).
На этом уровне человек придает уже некоторое функциональное значение своей внешности, т.е. ощущает ее влияние на тот образ, который он создает. Мужчина имеет специальный костюм для работы и, по возможности, особенный выходной наряд, надеваемый в торжественных случаях (юбилей фирмы). Женщина имеет несколько стилей одежды, исключающих друг друга, и то же относится к макияжу. Вообще следует иметь в иду, что краску на лице (как, впрочем, и одежду), можно носить по 1-му, а можно по 5-му дому, и разница очень существенная и видна невооруженным взглядом; субъективно же она выражается в том, что под 1 домом женщина красится «для я себя», а под 5-м — ориентируясь на конкретную внешнюю ситуацию, что конечно, предпочтительнее.
На этом уровне проработки человек уже ощущает ограниченность возможности своей личности (1 дом) и начинает ценить возможности ее расширения набором внешних образов своего «я», т.е. ролей, идущих по 5 дому. Нельзя стать другим; однако можно представить себя другим, внутренне перевоплотиться в другого, и от этого многое меняется; но главное, то, что от этого меняется свое восприятие мира, человек еще не осознает и не ценит. Зато он видит, как расширяются при этом его возможности воздействия на внешний мир, и начинает осознавать роль предварительной подготовки, «вживания» в образ.
Любовь на этом уровне воспринимается традиционно пассивно-потребительски по отношению к карме и Абсолюту, но человек уже понимает, что нужно смотреть на партнера и не увлекаться его идеальным образом, созданным собственным воображением, поскольку могут обнаружиться расхождения. На этом уровне возлюбленный более интересен (не так шаблонен) и может при случае даже вспомнить (или, хуже, сочинить) несколько стихотворных строк. На втором уровне проработки 5 дома начинаются попытки творчества в узком смысле слова; долгими усилиями и большим напряжением человек может выносить творческий замысел, который будет не вполне шаблонным (т.е. продиктованным общественным подсознанием), но также окажется отмеченным и отпечатком его индивидуальности, которой, однако, будет очень трудно пробивать себе дорогу через заслон общепринятой серости и штампов. Поэтому человек очень сильно привязывается к своему с таким трудом рождающемуся детищу и, как и другие внешние образы «я», отделяет его от себя лишь частично и потому не обладает необходимой для истинного творчества свободой, и ему важно, чтобы на его творениях стояла его фамилия.
Детей это человек воспитывает более демократично, допуская вольности в их самовыражении, но имея в виду обязательное обучение нескольким стандартным социальным ролям: Вежливый Подросток, Примерный Ученик, Любящий Внук и т.п., и именно в этом видит, главным образом, свою воспитательную функцию.
Внешняя религиозность на этом уровне уже дает человеку нечто (для него) реально ощутимое. Во время молитвы, исповеди, просто посещения храма у него происходит перемещение акцентов внимания, и он по-другому, с более высокой точки зрения видит свои дела и свои роли, получая возможность пересмотреть и изменить свои внешние образы, скорректировав тем самым роли и, в конечном счете, поведение (о восприятии человек на этом уровне думает мало). Кроме того, те его внешние образы, которые угодны Богу, получают от Него энергетическую и информационную поддержку, усиливаются и оформляются (субъективно это выражается в том, что человек чувствует, как он делается более энергичным и умелым). У неверующих (верующих, разумеется, тоже) аналогичные состояния возникают в театре или на любом другом представлении, которое смещает и взгляд на самих себя и свои роли в жизни, что конечно, является одной из целей каждого хорошего режиссера.
На третьем уровне проработки 5 дома человек полостью отделяется от внешних образов своего «я», рассматривая их как удобные инструменты, и с их помощью прорабатывает жизненные ситуации, в которых оказывается. Теперь он демонстрирует свои роли и внешние образы «я», которые вырабатывает, шлифует и учится наполнять энергией, зная, что эти образы и есть его основной способ влияния на все внешние ситуации в которых он окажется. Для него в любом трудном положении главный вопрос звучит не «что я должен делать», а «каким я должен быть», т.е. какой наиболее адекватный образ следует принять в данном случае; а дальше думает и работает сам образ, и часто гораздо эффективнее, чем можно было предположить заранее. Теперь у человека имеется целый гардероб внешних образов, каждый из которых нужно регулярно чистить щеткой, а также систематически одевать и проветривать на улице. Вместе с тем, проблема воздействия на ситуацию начинает трансформироваться в проблему восприятия ситуации; и тогда человек обнаруживает, что воплощение в тот или иной образ сильно меняет его восприятие происходящего вокруг него, и помогает ощутить и понять то, что не постижимо никаким другим способом.
На этом уровне человек придает большое значение своей одежде и внешности, умея заставить их «работать» на создаваемый образ, и ни при каких обстоятельствах он добровольно не наденет костюм, противоречащий образу, скорее отчасти изменит последний, сумев приспособить его к первому. Это уровень профессиональных актеров, скорее актрис, эстрадных певцов и т.п. Вместе с тем, такие люди встречаются и в обычной жизни, умея произвести сильнейшее впечатление без особых личных усилий, используя одежду, макияж, украшения фактически как магические средства, т.е. энергетические усилители или генераторы; в качестве последних могут выступать золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, перстни, ожерелья, меха и т.д. Особенно эффектно работает образ, апеллирующий к сильному эгрегору, например, «богатая женщина».
В искусстве это уровень творческой элиты; такой человек наполняет создаваемый им образ столь сильной энергией, что созданное им произведение искусства пробивает канал в тонкий мир и фактически становится окном в этот мир, по крайней мере, на некоторое время, что воспринимается как чудо (потом этот канал растаскивается эпигонами и постепенно опошляется публикой и закрывается, правда, первая на нем учится, а вторая отчасти духовно растет). На этом уровне произведение искусства отчуждается от автора и живет далее своей жизнью. В жизни и любви этот человек внутренне более независим, оригинален и гораздо менее уязвим: по большей части страдают его образы «я», т.е. костюмы, но не личность (физическое тело). Гораздо легче признать, что «я плохо сыграл роль», нежели «я оказался полным ничтожеством», хотя ситуация имеется в виду одна и та же. Его реакции не штампованы, и с ним интересно, по крайней мере, если он этого хочет, независимо от уровня его познаний и умения мыслить.
Воспитание детей этот человек мыслит в первую очередь как развитие их способностей и талантов, заложенных от природы, в рамках нравственности, налагаемой им сверху в качестве ограничений; впрочем, если ребенок обнаруживает самостоятельную совесть, родительские ограничения могут быть сняты.
Внешняя религиозность на этом уровне дает человеку очень много, если не подавляется искусственно (но и тогда находит свои, порой уродливые, проявления). Свобода, которую имеет человек в создании образов «я», как жизненных ролей, так и образов, воплощаемых в искусстве, предназначена в конечном счете для служения эгрегору, который дает человеку общее направление усилий и энергетическое (а во многим семантическое) наполнение этих образов, что и происходит в моменты, когда человек обращает свои помыслы вверх, делает он это перед иконой, в церкви или наедине с собой. В такие моменты человек ощущает Божественное присутствие очень отчетливо, хотя не всегда связывает с Ним решение своих творческих проблем и, в частности, динамику образов «я». Но в любом случае религиозность, хочет человек признавать это или нет, играет в его жизни очень большую роль, и служение Богу и Его забота о человеке становятся фактами жизни, а не веры.
На четвертом уровне проработки 5 дома человек может воплотиться практически в любой образ, с полной (для зрителей) достоверностью, причем не только внешне, но и эмоционально и ментально, что дает ему, в первую очередь, возможность непосредственно ощутить другого человека. Эти образы он использует, по мере необходимости включая их в соответствии с возникающими ситуациями и наполняя энергией и дополняя конкретными потребностями в зависимости от их содержания. При этом в ситуациях действует — разговаривает, двигается, улыбается и т.д. — образ, а сам человек, почти полностью от него отделенный, наблюдает ситуацию со стороны, осуществляя общее руководство. Образ думает, волнуется, излучает и воспринимает энергию и информацию, но все это касается человека в очень малой степени, как волнение куклы не трогает кукловода. На этом уровне человек довольно хорошо видит духовный смысл ситуации и принимает участие во внешнем спектакле, ориентируясь на него, но соблюдая при этом основные правила игры.
Этот человек хорошо чувствует энергетику своего тела, одежды, косметики и украшений и умеет одеваться и двигаться, создавая необходимый и соответствующий энергетический ансамбль; со стороны кажется, что у него замечательный вкус во всем, что он делает, и что-то еще, какой-то секрет обаяния и власти, который не удается выразить в словах, но очень хочется подражать.
Если этот человек занимается искусством, он создает произведения, каждое из которых совершенно индивидуально; если он пишет потрет человека, то это будет портрет последнего, а не автора. Если собрать вместе все произведения, им созданные, то между ними трудно будет найти что-то общее, кроме почти неуловимого стиля, который связан с его особенностями видения мира.
Вся жизнь этого человека проходит в постоянном контакте с Богом, который помогает ему подбирать соответствующие ситуациям роли, образы и действия, и, кроме того, готовит для него и сами эти ситуации с тем, чтобы человек помог Ему их разрешить. Божественное внимание и забота ощущаются на этом уровне явно и постоянно, чаще всего в форме любви, которую человек ощущает как идущую к нему со всех сторон, от всех людей, предметов и пейзажа. Эта любовь наполняет и все его образы, в которые он воплощается, и дает ему силы играть свою нелегкую роль в мрачноватой для большинства участников игре, называемой жизнью.
Ситуация 5 дома это любое положение, в котором человек чувствует, что он играет или репетирует, причем ощущает себя отчасти не зависящим от своей роли, т.е. потенциально способным от нее отказаться или сменить на другую. 5 дом стоит над театральной постановкой с четко очерченными характерами действующих лиц, когда актерам есть во что перевоплощаться, он управляет всевозможными зрелищами и спортивными соревнованиями, где есть на что посмотреть. 5 дом управляет свадьбой, карнавалом и костюмированным балом, где каждый из участников изображает характер, обозначенный маской и костюмом; в более высокой октаве 5 дом стоит над художественной выставкой, где представлены материализованные внешние «я» художников в символическом виде произведений искусства; 5 дом стоит над отцом, воспитывающим ребенка, изображая гнев (если родитель его испытывает, включается 1 дом); 5 дом стоит над человеком, продумывающим свою манеру поведения в предстоящей ему ответственной ситуации. Довольно неприятный вариант 5 дома это экзамен, где студент должен сыграть роль Отличника, свободно владеющего предметом, в отличие от Двоечника, тоскливо сгибающегося под невыносимым бременем неусвоенных знаний. Психологическая подготовка, заключающаяся во вживании в первую роль, окажет в жизни неоценимую помощь, даже если экзамен будет провален.
Человек, которому одежда нужна для того, чтобы сохранить тепло тела и выполнить минимальные социальные требования (прикрыть срам), одевается под 1 домом. 5 дом предполагает уважение к платью как таковому и его относительно независимое от человека существование, к которому следует относиться с должным уважением. Школьница, кладущая краску на лицо толстым слоем, неумело, но сильно включает себе 5 дом, к негодованию умеренных взглядов своей матери, употребляющей косметику принципиально под 1 домом и рассматривающей 5-й как стадию, непосредственно предшествующую панели (которая тоже в 1 и 2 фазе идет под 5 домом, а в заключение — под 2-м или 8-м, в зависимости от размеров оплаты).
Во всех жизненных ситуациях есть элемент игры, и от уровня проработки 5 дома зависит, насколько человек будет в них свободен, творчески оригинален и религиозен, т.е. в какой мере его действия будут согласованы с волей Божьей.
Сильный 5 дом дает человека, который не может жить просто так, являясь «самим собой» — его постоянно тянет что-то «из себя» строить, изображать, и на низком уровне это воспринимается окружающими как кривляние. Однако кривляние по 5 дому сильно отличается от выпендривания по 1-му, когда человек носит и демонстрирует неудачные маски, грани личности. Включение 5 дома на любом уровне проработки гораздо безопаснее для человека и опаснее для окружающих. Когда человек входит в образ, осознавая, что это образ, он может наделить его гораздо большей энергией и выразительностью, чем если бы он просто совершенствовал себя; поскольку сам как бы остается в стороне и работает как творец, наделяя образ ровно теми чертами, которые необходимы, и тем самым концентрируя энергию на нужных моментах и достигая несравненно большего эффекта, чем при «искреннем» поведении по 1 дому. На низком уровне сильный 5 дом дает чрезвычайную склонность (и способности) к драматизации. Если этого человека оштрафуют в автобусе, он расскажет вам об этом так, как будто у него разбился автомобиль, а болезнь его ребенка выглядит просто вселенской катастрофой. На низкой энергетике человек с сильным 3 домом, наоборот, сильно внушаем, но внушения по 5 дому действуют не совсем так, как внушения по 1-му, когда подавляется личность. Здесь около человека возникает фантом, насильно вгоняющий его определенную роль, заставляя его вести себя определенным образом, практически не затрагивая личность. Если этот фантом (т.е. наведенный другим человеком образ «я») достаточно силен, у человека может возникнуть нечто похожее на раздвоение личности, как будто в нем есть два лица, каждое их которых имеет над ним власть и хочет поступать по-своему.
Этот человек любит играть, обожает театр (при поражении 5 дома при этом очень придирчив) прекрасно умеет обращаться с детьми и может быть очень выразителен в творчестве и любви, если только сумеет преодолеть соответствующие социальные штампы, что для него трудно, особенно при гармоничных аспектах к 5 дому. При проработке — очень творческая личность во всех своих проявлениях; вообще этого человека любят, если он не требует слишком много внимания к себе, что характерно на низком уровне, особенно при слабом 2 доме. Возможна сильная поверхностная религиозность, которая при проработке 4 дома будет давать очень много.
Слабый 5 дом был у девочки, которая однажды долго молча смотрела на себя в зеркало, а в заключение сказала: «Ну ничего, умом возьму», имея в виду компенсацию своего 5 дома развитием 1-го. Такому человеку трудно быть разным в однотипных ситуациях с одними и теми же людьми, и вряд ли он блистал в школьном драмкружке или выразительно читал стихи в детстве, а когда его, маленького, ставили на середине комнаты с целью выяснить, на кого он больше похож, на маму или папу, ему было и вовсе неуютно. Такой человек, особенно при сильном 1 доме, предпочтет быть, а не казаться, и поэтому у него будут некоторые сложности с оформлением чего бы то ни было, начиная от школьной стенгазеты и кончая собственным поведением по отношению к любимому человеку: ему любить гораздо легче, чем выражать свои чувства. Впрочем, больших препятствий в этом ему тоже не поставлено, и с некоторыми усилиями он сможет выразить то, что у него есть, но не втрое против этого, как это свойственно людям с сильным 5 домом. Этот человек не очень любит играть особенно с перевоплощением в образ; для него это груз, не дающий никакой отдачи, по крайней мере, поначалу. Пьесу он внимательно прочтет, а в театр может и не пойти: зачем, ведь все уже написано? Внешняя религиозность развита мало, и долгое время совершенно непонятно, зачем люди ходят в церковь и почему в театр принято хорошо одеваться.
Гармоничный 5 дом дает человека, приятного во всех отношениях. Ему легко войти в любую роль и ничего не стоит из нее выйти, забыв про те обещания, которые он косвенно, самим фактом своего принятия роли, щедро раздавал. Этот человек незаменим в поверхностных социальных контактах, он всегда умеет произвести хорошее впечатление, смягчить неловкость и сгладить конфликт. К сожалению, людям обычно неинтересно прорабатывать свои гармоничные дома, и 5 дом не исключение: при сильном поражении с этим человеком практически невозможно завести нормальную интрижку, она тут же превращается в шекспировскую драму или страсти по Достоевскому.
Для этого человека очень важна внешняя религиозность, но сначала (и долго потом) вместо Бога является дьявол и ведет себя довольно стандартным образом, очень похоже на то, как описано в литературе: соблазняет, обманывает, сбивает с пути истинного, угрожает и т.д., конкретные подробности покажут аспекты 5 дома. Посрамить этого дьявола довольно сложно; сначала нужно его изучить, а затем найти и искоренить в себе те низшие программы подсознания, к которым он апеллирует: гордость, тщеславие, ревность и т.д., в каждом случае будут свои особенности. Лишь после этого человек начнет слышать голос Божий, и этот голос прозвучит совсем не так, как он думает.
Пораженный 5 дом дает человека, которого ужасно тянет на сцену и одновременно выталкивает оттуда страх оказаться совершенно безобразным в любимой роли. Однако одно можно утверждать точно: безобразным поведение такого человека не будет никогда. Хочет он того или нет, на нем будет всегда надет тот или иной образ, который будет ему во многом чужим и часто самому неприятным; важно, однако, чтобы эти образы были адекватны ситуации и им управляемы; любовь к ним (и себе) приходит много позже, когда они докажут на деле свою полезность и функциональность.
На низком уровне этот человек очень лжив, постоянно играет и изображает то, чего не думает и не чувствует; нужно стараться, по крайней мере, не делать этого с корыстными целями. Соответствующие искажения будут у него и при восприятии внешнего мира (которое, естественно, идет через образ «я», активный в настоящий момент). Поэтому первая жизненная позиция этого человека: не верить никогда, никому и, в частности, себе. Проработка начинается с отделения 5 дома от 1, т.е. роли от личности, что часто нелегко, поскольку резко сокращает самоутверждение по 1 дому (признание «у меня богатый набор ролей» вместо убеждения «у меня богатая личность» сильно бьет по самооценке). Далее нужно учиться управлять образами «я», которые всегда, а в данном случае в особенности, имеют тенденцию жить своей жизнью и помыкать человеком, вместо того, чтобы ему служить.
Отношения с детьми неровные, любовь переходит в ревность.
Одеваться любит ярко, также ценит произведения искусства, и устоять перед его любовным порывом очень сложно; к счастью, он скорее всего не будет слишком назойливым, и если ему указать на дверь, уйдет. Но при этом у него будет настолько несчастный вид, что вас всю оставшуюся жизнь будет мучить совесть. А. Подводный
Пятый дом. Сигнификатор Солнце, в изгнании Уран и Сатурн. Спокойное уверенное пламя. Сердечное тепло, жар души. Социальный уровень.
Солнце определяет творческий потенциал человека. По этому дому мы смотрим те роли, которые человек выбирает для себя в жизни, уровень его артистичности, индивидуальное творчество. Реализация себя в детях, их воспитание, отношение к ним. Гордость, самооценка, уровень притязаний.
С 5 домом мы связываем опеку, везение и фортуну (родство Юпитера). Солнце, являясь источником любви, радостей и удовольствий, покажет их уровень в доме, а также отношение к игре и характер этой игры. Экзальтация Плутона определяет уровень удовольствия от сексуальных отношений.
Здесь вы увидите, что значит для человека праздник, отдых, определите уровень его оптимизма. В сущности, 5 дом — это театральная сцена, он управляет сферами непрямого выражения человека.
В случае поражения 5 дома роли у человека мрачные, маски угрюмые, плоды творчества и дети не приносят радости, любовь остается без взаимности.
В отличие от ролей 1 дома роли 5 к человеку не приклеены, он может их менять по собственному усмотрению, но не совсем произвольно, так как любая внешняя ситуация оказывает на него сильное давление. 5 дом содержит любимые и естественные маски человека. Роли в скрытом 1 доме подменяются ролями 5 дома. Н. Маркина
5 дом — Filii.
Чувство спонтанного самовыражения, творчество и игра — Инстинкты, радости, удовольствия, игры — Любовь — Спорт.
В астрологии последующий, то есть переходный, 5 дом обозначает часть эклиптики, которая давно прошла точку своего захода на западном горизонте, но еще сильно удалена от надира, Дна Неба.
Если рассматривать аналогию с жизнью человека, 5 дом управляет всеми видами спонтанной игровой деятельности, позволяющей выявить глубинную сущность личности, а также выражать наши симпатии и антипатии на эмоциональном плане.
5 дом выражает желание, не обязательно связанное с сексуальным инстинктом. Он также определят способ проявления личности во внешнем мире, в своей среде, поскольку непроизвольное самовыражение личности и ее жизненной силы ярче всего проявляется в часы досуга.
Этот дом указывает на эмоциональные качества человека, его потребность любить, продолжать себя в детях, а также обучать и воспитывать.
Самовыражение человека в 5 доме носит чисто эгоистический характер. Человек стремится показать себя, подчеркнуть свое значение относительно других людей.
Д. Редьяр считает: «Креативность связана с пятым домом, так как для человека создавать — это значит проецировать свойства личности на свое непосредственное окружение, оставить свой след в обществе. Очевидно, что это может проявиться по-разному. Родить ребенка и воспитать из него социокультурную личность — это биологический путь. Создать произведение искусства или литературное произведение, основать культурное общество, придумать важное изобретение, изменяющее образ жизни людей, или привести нацию к расцвету — через все это может проявляться сила созидателя, изобретателя или вождя.
В ряде случаев внешние силы и видимая цель берут начало в надличностной сфере. Человек становится проводником какой-либо коллективной космической или эволюционной идеи, и его можно сравнить с прозрачной, в совершенстве сделанной линзой, собирающей и фокусирующей свет. Через точку фокуса может проявляться в любой физической форме духовная сила. Его труд — это творческий процесс, и результат этого труда определяется, без сомнения, не только характером и темпераментом самой личности, но, в глубинном смысле, трансцендентными факторами, независимыми от ее желаний или попыток управлять творческим процессом и направлять его к сознательно поставленной цели». Л. Винклер
5 дом. Мужской, личный, подчиняется Солнцу, счастливые случаи, удовольствия, театр, искусство, дети, сексуальность.
В пятом доме — опять же промежуточном — речь идет о счастье, которое «выпадает на долю» человека и которое трудно объяснить. Под этим «выпадающим на долю» счастьем в основном понимаются азартные игры, лотереи, пари и вообще любой вид спекуляций.
В этом доме также содержатся незавершенные эксперименты жизни и стремление наслаждаться жизнью, испытать все.
Жизненные силы, которые получает человек с рождения на свой жизненный путь для применения их в жизненной борьбе, могут использоваться положительно и экономично или растрачиваться легкомысленно и играючи. Так, можно растратить свою юность в бурном наслаждении жизнью, но можно также придать своей жизни более глубокий смысл с помощью систематической работы.
Риск идти новыми путями и отбросить что-то устаревшее относится сюда же. Как никакой другой, пятый дом является фактором судьбы, так как человек в конечном итоге своим образом жизни решает судьбу своих потомков. Намереваются продолжать род или нет — это решение, влияющее на судьбу человеческого существования и оказывающее на нее долгосрочное воздействие. Этот дом дает нам сведения о детях, их воспитании и об их жизненном пути.
Кроме детей, потомства и рождений, пятый дом дает нам сведения о любви и отношениях между партнерами. Из положения звезд, знаков и противостояний планет в пятом доме мы можем увидеть жажду наслаждений или торможение, а также комплексы в сексуальной области.
Практика показывает, что полученные здесь высказывания чрезвычайно многослойны и не всегда внушают доверие. Эзотерика. Т. II
5 дом. Бона фортуна, Агата тихая, Хорошая судьба.
Значение. Дом последующий, относящийся к любви, детям, спекуляциям, играм, удовольствиям.
Значение в гороскопе индивидуальном
1-я треть. Любовница, телесные контакты, дети, смерть в молодости, помощь детям, риск утрат и дохода. Движимое имущество отца, второй брат или сестра. У женщины: роды, опасности от родов или утрат.
2-я треть. Дары, спекуляция, лотерея, отношение к театру, увеселительным заведениям, музыке. Враги подчиненных. Имеет отношение к профессии учителя, писателя, деятеля искусств, актера.
3-я треть. Игры, спорт, особые наклонности и пристрастия, танец, дачи, духовная деятельность всех видов, неблагоприятные влияния на здоровье.
Значение в гороскопе мунданном. Рождаемость, заселенность, воспитание детей, молодежь вообще, школы, театры, музыка, развлечения и торжества. Смерть главы государства.
Значение в гороскопе хорарном. Ставки, лотереи, бега, привилегии, успех послания. Далее как в гороскопе индивидуальном и мунданном.
Несколько правил
- Суперпланета в 5 доме подчеркивает могучие сексуальные страсти.
- Поврежденный Сатурном 5 дом вызывает аскетические склонности, поврежденный Нептуном, с отношением к Раку, Скорпиону, Рыбам — провоцирует алкоголизм.
- Вредитель в 5 доме дает основание предполагать нелегкие роды (у женщин), преждевременную смерть ребенка или разочарование в детях (у мужчин). Я. Кефер
5 дом, Лев, Солнце, Плутон в возвышении.
Дом созидательного самовыражения. Продолжается ряд стадий развития человека. Духовное и физическое продолжение себя. Это дом детей, физических и духовных, дом творчества, искусства, особенно изобразительного, любовных связей, удовольствий и центров удовольствий, банкетов, игр (также на деньги, включая спекуляции на бирже). Дети и дела, связанные с их ростом и воспитанием, учеба, спорт и все, что связано с творческим самовыражением и общественным признанием. Творческая деятельность требует продолжительных усилий воли, поэтому этим домом заведует Лев — постоянный творческий знак Огня. Здесь динамика Я выражается Солнцем, любовью созидать и драматизировать. Индивидуум полон радости жизни и ищет этого в любимом человеке. Из их единения рождается потомство, и жизнь становится не напрасной.
5 дом — место, где универсальное жизненное семя солнечной энергии находит свое выражение. В 5 доме человек — творец, как Бог. Ф. Сакоян, Л. Эккер
Консолидированная личность 4 дома испытывает потребность самовыражения, т.е. хочет наложить отпечаток своей уникальности на что-то внешнее. Это может быть продукт социального творчества: картина, пьеса, кинофильм, а может быть биологическим творчеством – рождение детей. Энергия дома тратится спонтанно и в каком-то смысле бесцельно, т.е. не имеет конкретной задачи, кроме получения удовольствия здесь и сейчас.
По меткому замечанию Д.Радьяра, «в 5 доме испытывается наша способность действовать исходя из собственной сокровенной природы и чистоты мотивов без заинтересованности в плодах действия». Пятый дом символизирует праздник, свободное времяпрепровождения, игру и чистую радость. Сюда попадают наши увлечения – то, чем мы заполняем время свободное от важных дел. Он отвечает за способность любить и за объекты нашей любви – наших любимчиков. Б.Израитель.