В самом общем виде процедура выглядит следующим образом:
I. Определение ведущей (выделенной) планеты
- по положению
- по управлению
- по аспектам
II. Определение выделенной стихии и креста
- по знакам
- по домам
- синтетические знаки
III. Определение ведущего дома (домов)
IV. Определение ведущей конфигурации аспектов (главного аспекта)
V. Определение общего рисунка карты
VI. Дополнительные показатели
Ниже весь алгоритм разбора натальной карты приведен в развернутом виде:
I. Определение ведущей (выделенной) планеты:
- по положению:
А) в знаке (владения или экзальтации; заточения или падения)
Б) в доме (владения или экзальтации; в угловом доме; в доме заточения или падения
В) относительно других планет (первая по ходу домов, первая по ходу знаков, участвует в фрейминге; является синглтоном, выше всех в карте)
- по управлению:
А) управляет Солнцем, Луной, Асцендентом, большим скопление планет (три и более) по знаку; находится в заточении в знаках Солнца, Луны, Асцендента; экзальтирует в знаках Солнца, Луны, Асцендента; в падении в знаках Солнца, Луны, Асцендента
Б) управляет Солнцем, Луной, большим скоплением планет (три и более) по дому; в заточении в домах Солнца, Луны
В) является конечным диспозитором карты.
Важное замечание! Инструментом подчеркивания планеты может быть не только достоинство, скажем, положение в собственном знаке, но и ущербное (проблемное) положение, скажем в знаке заточения. С точки зрения смысловой нагрузки ущербное положение ничем не уступает выгодному, «сильному» положению. А поскольку наша задача – выявить Главную Идею карты, для нас важнее смысл, чем сила планеты или степень благотворности.
Для того чтобы не перегружать схему разбора и не делать ее слишком громоздкой, исключены из рассмотрения понятия дружбы и вражды; экзальтация, падение высших планет и другие детали.
- по аспектам:
А) имеет мажорный аспект с Солнцем, Луной, Асцендентом
Б) имеет больше всех аспектов т.е. связана с максимумом планет карты
В) связи по склонению, симметрии.
В астрологии Нового времени самое важное подчеркивание (значительное преимущество) это аспект с Солнцем, Луной или Асцендентом. Естественно, чем меньше орбис и мажорнее аспект, тем значительнее, влиятельнее планета. Например, точное соединение с Асцендентом выводит планету в безусловные лидеры «рейтинга». Соединение Венеры и, особенно, Меркурия с Солнцем в силу астрономических закономерностей происходит гораздо чаще, чем у других планет, что не может не снижать значимость этих соединений. Далее по силе идут управление Солнцем, Луной или Асцендентом и другие виды связей второго порядка: параллели и контрпараллели склонений, антисы и контр-антисы, отношение к соответствующим арабским частям (Колесо Фортуны).
Общая закономерность проста: именно Солнцем, Луной и Асцендентом измеряется влиятельность планет и других показателей. Только они (за редким исключением) в состоянии придать настоящий вес планете.
О высших планетах: Уран, Нептун и Плутон можно рассматривать в качестве ведущих лишь в тех случаях, когда заранее известно, что поле активности человека носит масштабный, а лучше всего глобальный характер. В целом рекомендуется рассматривать высшие планеты, за исключением особых случаев, отдельным списком.
II. Определение выделенной стихии и креста:
- по знакам
- по домам
- синтетические знаки
Комментарий: при определении выделенной стихии учитываются 10 планет, Асцендент и МС. Не лишено смысла присвоение Солнцу, Луне, Асценденту весовых коэффициентов, подчеркивающих фундаментальность этих факторов. С другой стороны, если при обычном подсчете явного дисбаланса не выявлено, то учет коэффициентов вряд ли поможет определить значимый сдвиг качеств в пользу одной из стихий или одного из крестов. Хотя и тут возможны специфические случаи. Например: Огонь – 3, Воздух – 4, Вода – 2, Земля – 3, но оба светила и Асцендент в Огне. Нам придется признать Огонь ведущей стихией.
Наиболее важны случаи, когда акцент на стихии (знаки Зодиака) подкрепляются акцентом на соответствующих домах.
Так, например, преобладание планет в воздушных знаках поддерживается нахождением большинства планет в III, VII и XI домах.
Или акцент на кардинальных знаках подкреплен подчеркиванием угловых домов.
Отсутствие или явный дефицит планет в знаках, домах определенного типа есть также акцентирование, порой не менее, а то и более значимое, чем переполненность. Например, если в карте отсутствуют планеты в подвижных (мутабельных) знаках и падающих домах, то это выявляет принадлежность человека к очень определенному типу людей.
III. Определение ведущего дома (домов):
Попадание в дом светил или ведущей планеты – признак сильного дома. Обязательно рассматривается заполненность дома планетами и сила управителя дома – планеты, управляющей знаком на вершине дома. Нужно также принимать в расчет сигнификатор дома – планету, управляющую знаком того же порядкового номера, что и дом. Особенно значима многократно подтвержденная связь между двумя выделенными домами.
IV. Определение ведущей конфигурации аспектов, главного аспекта, преобладающего типа аспектов:
Все внимание на мажорные аспекты между ведущими планетами.
Самый точный сходящийся аспект Солнца всегда среди главных претендентов на звание ведущего аспекта.
V. Определение общего рисунка карты, заполненность полусфер и квадрантов:
Модные сейчас показатели на практике редко вносят большой вклад в общую картину, несмотря на мнимую синтетичность. Например, в учебнике М.Марч и Дж.Мак-Эверс дано следующее толкование распределению планет по полусферам в карте генерала Дж.Паттона: «Такое расположение планет указывает на человека, который немного более субъективен, чем объективен. Его жизнь связана с судьбами других людей, и он не всегда сможет проявлять свою свободу воли». Выделяет ли эта характеристика генерала из общей массы? На практике обращать внимание на этот пункт стоит лишь в случае крайней выраженности характеристики – когда все планеты собраны в одном квадранте; или 9 планет под горизонтом, а одна над горизонтом.
VI. Дополнительные показатели (скорость планет, ретроградность, градусы, звезды, арабские части и т.д.):
Каждый такой показатель в отдельности малозначим, но стоит им объединиться в смысловом плане, и многое в карте может быть оценено в новом свете.
Самый простой пример: если в карте снижена скорость у Луны, Меркурия и Марса; больше половины планет ретроградны и занимают последние градусы знаков – все это вместе свидетельствует о дефиците решительности, энергичности, т.е. ослаблении «мужского» начала.
Если говорить о самом значимом второстепенном факторе, то это, безусловно, арабская часть, носящая название Колесо Фортуны; ведь это место в карте, куда переместится Луна при смещении Солнца на Асцендент. Следовательно, все три основные фактора карты участвуют в формировании Колеса Фортуны.
Приведенная схема напоминает традиционные афетические таблицы с тем только отличием, что здесь не присваиваются спекулятивные баллы, а регистрируется количество упоминаний (акцентов). Современные астрологи нередко сетуют на произвольность назначения величин баллов, а также на то, что при суммировании баллов в одну кучу сваливают разнородные типы достоинств. Действительно, вряд ли можно убедительно обосновать, почему положение в знаке экзальтации именно 5 баллов, а не 3 или 8, а соединение со звездой 4 балла, а не 2 или, допустим, 9. Хотя такое использование цифр создает видимость наукообразия и претензию на точность, результатом этого явления большая путница, так как на самом деле мы стараемся очень точно вычислить сумму непонятно чего. Также ясно, что, скажем, положение планеты в собственном знаке по типу «влияния» отличается от управления светилом. Особенно большая неразбериха у любителей афетики царит там, где нужно разделять внешнюю активность, «проявленность качеств» данной планеты, ее «влиятельность» в карте и степень «благотворности». Поскольку в метафоре «Космического послания» решающим является количество подчеркиваний (упоминаний) планет и пересечение смыслов, проблема разнородности показателей силы, благотворности и проявленности снимается, т.к. все они – лишь инструменты, с помощью которых транслируются определенные идеи.
Из книги «Учебник астрологии для вузов». Б.Израитель