Введение
Литературы по хорарной астрологии на русском языке явно недостаточно, поэтому особое значение приобретает личный практический опыт и возможности его обобщения. Поставив перед собой цель изучения теории и практики хорарной астрологии, автор на протяжении двух лет собирала, анализировала и систематизировала данные хорарных карт. Отдавая дань уважения отечественным и зарубежным корифеям хорарной астрологии, автор на основании своих изысканий вынуждена сделать вывод о том, что известная автору литература по хорарной астрологии почти не содержит сведений о символизме хорарных карт.
В ходе своих систематических исследований автору не удалось сделать сколько-нибудь обобщающих заключений, претендующих на роль основополагающих в логическом разборе хорарных карт. Тем не менее, автор не склонна считать свой труд напрасным и готова указать на наиболее значимые констелляции символического прочтения, долю их вариабельности и степень ответственности в вопросе завершения/незавершения хорарных ситуаций.
Ни в коей мере не оспаривая основополагающих положений хорарной астрологии (хотя можно было бы поспорить в вопросе радикальности карт), автор полагает, что успех хорарного астролога прямо пропорционален его последовательности и бдительности в рассмотрении классических (канонических!) правил и приемов хорарного мастерства. Но рано или поздно (и так, наверное, было у каждого хорарного астролога) взгляд натыкается на нечто, не объявленное классикой, но несомненно подталкивающее астролога к выдаче того или иного заключения о завершении хорарной ситуации. Автор имеет в своей коллекции и карты, символизм которых позволяет сделать вывод, прямо противоположный исходящему из классических правил. Но не это является темой данной работы.
Исследования были сосредоточены на выявлении символических достоинств элементов хорарной карты, максимально корректно подсказывающих астрологу ответ на вопрос хорарной ситуации.
При подготовке данной работы были отобраны наугад 52 (число случайное) хорарные карты, объективное завершение которых уже известно. И оказалось, что позитивное завершение произошло только в двенадцати картах из общего числа взятых для анализа. Таким образом, сам материал подталкивает к более детальному рассмотрению негативно завершенных хорарных ситуаций. Добавим, что из оставшихся сорока карт 24 были радикальными, 5 – нерадикальными и 11 условно радикальными.
В последнюю категорию автор включает следующие факторы нерадикальности:
– ASC на Via Combusta, если его положение связано с натальной картой кверента;
– Луна на Via Combusta, если ее положение или градусы Viaе Combustae связаны с натальной картой кверента;
– Сатурн в I доме, если Сатурн каким-либо образом характеризует кверента или подчеркнут в его натальном гороскопе (солнечный знак – Козерог или Водолей, Сатурн в I доме радикса и т.п.);
– ASC в Водолее, если в радиксе кверента подчеркнут этот знак.
Эти моменты можно считать символичными, указывающими на важность и, может быть, судьбоносность данной хорарной ситуации. Невозможно отказать кверенту в трактовке таких карт.
В ходе подготовки данной работы были рассмотрены все отобранные карты вне зависимости от их радикальности. Но для большей наглядности и надежности в работе анализируются только радикальные и условно радикальные карты.
Символизм наличия / отсутствия
аспектов между основными сигнификаторами
Из классической хорарной астрологии известно, что позитивные мажорные аспекты между основными сигнификаторами являются основополагающим фактором положительного суждения о завершении хорарной ситуации. Известно также, что аспект при этом должен быть сходящимся, может быть собранным или переданным, полученным в результате рецепции планет и не должен подвергаться фрустрации и рефранации.
Но остаются еще два случая взаимоотношений между основными сигнификаторами, четко не разграничиваемые в литературе:
1. наличие негативного мажорного (сходящегося или расходящегося) аспекта (cюда, очевидно, входит положение основных сигнификаторов в оппозиционных (осевых) знаках);
2. отсутствие какой бы то ни было мажорной аспектации между основными сигнификаторами.
Вне этой классификации остались позитивные расходящиеся аспекты, которые в большинстве своем указывают на негативное завершение, если к ним не удается применить передачу или собирание света. Их месту в приведенной классификации можно было бы посвятить несколько пояснительных строк, но они не являются темой данной работы.
При сопоставлении вышеперечисленных типов негативного завершения, с объективным завершением жизненных ситуаций, автору стало совершенно ясно, что за редким исключением (2 случая из сорока), негативная мажорика основных сигнификаторов совпадает с ситуацией, когда действия в отношении создавшейся ситуации со стороны кверента были предприняты попытки вдохнуть жизнь в безнадежное дело имели место, но закончились провалом, а ситуация, естественно, приняла оборот, нежелательный или даже вредный для кверента, сообразно негативным факторам карты.
Во втором типе негативного завершения (условно можно назвать это “незавершением”) ситуация тоже принимала отрицательное значение, но… выявляется невмешательство кверента в ситуацию, принятие им роли пассивного наблюдателя, даже если вопрос жизненно важен для кверента. Как вариант, сюда можно включить случаи вмешательства чужой воли сообразно символике элементов карты, но кверент и в этих случаях оставался пассивен и, часто, недееспособен. По нашему мнению, пункт этот достаточно ясен и не требует детального разбора конкретных карт.
Ценность выявленных условий заключается в возможности предсказать ход событий в хорарной ситуации относительно кверента достаточно глубоко, не ограничивая себя рамками односложных утверждений типа “да” или “нет”. Таким образом, первый вариант негативного завершения позволяет автору говорить с кверентом, как с человеком, активно предпринимающим шаги во исполнение задуманного. С другой стороны, возможно, в отношении кверента будут предприняты попытки расставить все точки над i со стороны.
Пример N1.
Хорарная карта: 18 час. 12 мин. 4 сентября 1993г., г.Харьков.
Вопрос: “Поменяю ли я работу этой осенью?“
Ответ: Нет.
Ситуация: Кверент предпринимал шаги в отношении поиска нового места работы, для чего прошел переквалификацию. Поиск рабочего места оказался неудачным, и кверент по сей день работает на прежнем месте.
Аспект основных сигнификаторов – расходящаяся квадратура Луны и Урана.
Второй вариант иллюстрируется примером номер 2. “Наличие отсутствия” аспекта основных сигнификаторов позволяет астрологу говорить с кверентом о ситуации, лишь как о соответствующей эмоциональной настройке, но не влияющей на реальные события. Ситуация “Кверент – активный создатель мыслеформ”.
Пример N2.
Хорарная карта: 11 час. 00 мин. 7 июля 1994г., г.Харьков.
Вопрос: “Поменяю ли я работу в ближайшие месяцы?“
Ответ: Нет.
Ситуация: Кверентесса и по сей день уверена, что новая работа свалится ей с неба, что, несомненно, помогает ей творить поистине чудотворные мыслеформы. Аспекты основных сигнификаторов отсутствуют и не выявляются ни собиранием, ни передачей света, ни с помощью рецепции, – никак.
Автор, конечно, по этико-кармическим соображениям никогда не советует кверенту отбросить ситуацию как проигрышную и помогает самому принять собственное решение о дальнейшем участии в ситуации.
Символизм связи с натальной картой
Автор придает большое значение связи элементов хорара с элементами натальной карты (гороскопа) и уверен, что при выявлении указанной связи, подтверждающей важность вопроса для кверента, можно:
1. трактовать нерадикальные, а особенно условно радикальные карты, как радикальные, делая соответствующие поправки в ходе логического разбора карт, и
2. в ходе беседы с кверентом указывать ему на особую важность для него создавшейся ситуации и даже брать на себя смелость просить кверента не выходить из ситуации, даже если все факторы завершения классической хорарной астрологии указывают на негативное завершение или незавершение ситуации.
Если же ситуация неподвластна кверенту и события развиваются помимо его воли, можно считать, что мы имеем дело с ситуацией кармической проработки и кверенту все равно, так или иначе, придется принять участие в решении проблемы и пройти до конца, даже имея перспективу нежелательного исхода, на который укажет ему астролог.
Под словами “связь элементов хорара и радикса” подразумевается наложение (соединение) нескольких таких элементов с орбисом не более двух градусов. Разумеется, должно быть поставлено условие удовлетворительной ректификации радикса.
Другие аспекты между элементами можно найти, как правило, в любой хорарной карте относительно радикса кверента. Поэтому автор убеждена, что символизм связи касается только соединений.
Соединения рассматривались в данном случае без учета склонений. Аспекты параллели, антисы и контрантисы не исследовались, так как автор в своей практике склонна обходиться без указанных аспектов и уверена, что если астрологу уж очень захочется найти фактор положительного завершения в хорарной карте, он найдет его и без учета этих аспектов.
Пример N3.
Хорарная карта: 14час. 11мин. 16 июля 1994г., г. Харьков.
Вопрос: “Принесет ли желаемый эффект пластическая операция?”
Ситуация: К автору обратилась молодая леди, экстремистски обеспокоенная своей внешностью. Ее вопрос касался возможности проведения очередной из целой серии пластических операций.
Карта условно радикальная, так как ASC и Луна находятся на Via Combusta. Аспекты между основными сигнификаторами – Плутоном и Марсом с Меркурием – выявить не удается. Один из сигнификаторов (Плутон) является к тому же ретроградным. Многие элементы карты могли бы служить передатчиками света от Меркурия к Марсу, но аспекты-то получаются разноименными. Луна в орбисе расходящейся квадратуры с Солнцем и стоит “без курса”.
Юпитер, облагораживающий ASC своим соединением, как сосигнификатор, делает многообещающий сходящийся трин с Меркурием и образует бисекстиль с ним и с Венерой. Отметим попутно, что сигнификатор Меркурий находится “в осаде”, а Марс образует Т-квадрат с Венерой и ретроградным Сатурном. Ретроградный Сатурн при этом является одним из завершителей, а второй завершитель, Уран, во-первых, также является ретроградным, а во-вторых, его секстиль с ретроградным Плутоном является незавершенным и уже как бы расходящимся.
Тогда, даже с учетом соединения Плутона (!) и Северного узла автор готова была дать кверентессе отрицательный ответ и посоветовать оставить всякие попытки подобного рода на ближайший период, но решила взглянуть на натальный гороскоп клиентки и увидела, что:
Солнце хорара в соединении с натальным МС (орбис 1 град.);
Марс хорара в соединении с натальной Луной (орбис менее 2 град.);
Сев.узел хорара в соединении с натальным Нептуном (орбис 1,5 град.);
Белая Луна хорара в соединении с натальным Солнцем (орбис менее одного градуса) !!!
Аспекты достаточно красноречивы. Естественным образом возникает мысль о ситуации как о необходимой кармической проработке. После дополнительного разговора с кверентессой выяснилось, что та сильно эмоционально зависима от проблем своей внешности. Исходя из этого, ситуацию можно расценить как обнадеживающую, Луна “без курса” может соответствовать тому факту, что ряд операций уже был произведен, а “незавершение” по аспекту основных сигнификаторов обнаружило себя в фактическом неучастии девушки в решении вопроса в данный момент. Юпитер хорара засиял новыми красками, и автор дала бы кверенту положительный ответ, если бы не символизм критических градусов.
Символизм критических и особых градусов
в хорарных картах
Так вот, в этой карте 3 (три!) элемента находятся в критических градусах Лунных стоянок:
Белая Луна – 21 град. Водолея;
Северный узел – 21 град Скорпиона;
Колесо Фортуны – 9 град. Водолея.
Легко видеть, что ставятся под сомнение все факторы, которые могут символически способствовать хорошему исходу операции. Так, Северный узел находится в I доме кверента и является как бы сосигнификатором; Белая Луна находится в IV доме и является как бы созавершителем; а Колесо Фортуны стоит в конце III дома, который является VIII-м от VIII-го (преобразование преобразованного).
В завершающей беседе с кверентессой автор подчеркнула кармическую значимость уже проведенных операций, указала на несоответствие вопроса проблемам ближайшего периода жизни и уверила кверентессу в том, что для всех своих начинаний она найдет в астрологии мудрого и доброго советчика.
Подобным же образом критические градусы Зодиака (градусы Лунных стоянок), будучи задействованы в карте, подчас играют решающую роль в формировании ответа на вопросы хорарной ситуации.
Как правило, нахождение одного из основных сигнификаторов или завершителей, или Луны, или ASC в критическом градусе полностью разрушает ситуацию. Положение планет, связанных с ситуацией лишь косвенно или никак не связанных, ставит под сомнение соответствие вопроса жизненным реалиям. Положение в критических градусах Узлов или Лун говорит о кармичности ситуации, о привлечении элемента неожиданности и фатальности. Все это в целом позволяет с достаточным основанием утверждать, что нахождение одного, а тем более нескольких, элементов карты в критических градусах Зодиака практически однозначно указывает на негативное завершение хорарной ситуации.
В практике автора было три случая позитивного завершения при нахождении элементов карты в критических градусах. Но в этих случаях либо была большая задержка в реализации ситуации, либо проблематика хорара была изменена почти до неузнаваемости, либо в критическую точку попадала медленно движущаяся планета.
Что касается остальных критических точек Зодиака, то Спика, например, действует на ситуацию разрушающе, только если в соединение с ней попадет основной сигнификатор. Градус Серпентиса же действует очень избирательно, и автору пока не удалось выявить какой-либо закономерности. Южный Ослик очень влияет в хорарах, связанных со зрением. Символическое влияние остальных неподвижных звезд и туманностей при соединении с элементами карты не выявлено, но предлагается относиться с сомнением к позитивному завершению таких карт. Карты, неоднократно подтверждающие эти положения, имеются в авторской коллекции.
В качестве еще одного убедительного примера решающего значения данного фактора в хораре можно привести следующий пример.
Пример N4.
Хорарная карта: 1 час. 20 мин. 5 февраля 1994г., г.Харьков.
Вопрос: “Правдива ли информация, полученная мною во сне?”
Автор увидела в представленной карте много положительных моментов.
Во-первых, сигнификаторы I и XII домов совпадают (Луна становится управителем кверента). Луна же стоит в секстиле с Марсом.
Во-вторых, Луна находится в соответствующем знаке и приближается к секстилю с Солнцем.
В-третьих, аспекты завершителей благоприятны: Нептун и Плутон движутся прямо, и их секстиль можно считать сходящимся, а все квадратуры второго завершителя Юпитера уже разошлись или еще не вошли в орбис.
В-четвертых, “зав. информацией” Меркурий хоть и стоит в соединении с Сатурном, но Сатурн – один из сигнификаторов III дома, а Меркурий готовится сделать трин к Юпитеру, к тому же позиционно находится в III-м доме.
В-пятых, последние аспекты Луны – секстиль с Венерой и трин с Белой Луной, а квиконс с Южным Узлом все равно не может указывать на негативное завершение.
В-шестых, даже если применить произодную систему домов: III-й дом информации из XII-го дома сновидений, то II-й дом с сигнификатором Юпитером не портят ситуацию. Даже если считать его стоящим в стелларной квадратуре, остальные позитивные факторы явно перевешивают.
Автор даже склонна сбросить со счетов ингрессивный Сатурн и общий вид карты, – каноны хорарной астрологии соблюдены! Автор с камнем на сердце все же дала положительный ответ. Однако информация не подтвердилась. И когда я стала рассматривать карту буквально под лупой, то заметила фактор, увидев который раньше, никогда бы не дала положительный ответ – Меркурий стоит в критическом градусе (4 градуса Рыб)!
Символизм Креста Судьбы как точки разрушения хорарных карт
Автор еще скорее дала бы отрицательное заключение по предыдущей карте, если бы в ту пору имела представление о влиянии Креста Судьбы.
Уже целенаправленно изучая влияние Креста Судьбы в хорарах, автор увидела, что в рассмотренной карте Луна приходит в секстиль с Солнцем в градусе Креста Судьбы (с орбисом 1 град.)! А ведь сходящиеся позитивные мажорные аспекты Солнца и Луны – один из классических показателей позитивного завершения! Если не учитывать квадратуру к ретроградному Хирону, то этот секстиль даже не фрустрируется ни одной планетой, а вот Крест Судьбы как раз и является точкой разрушения этого секстиля и хорарной карты в целом.
Такое влияние Креста Судьбы, будучи выявлено автором не единожды, позволило сделать следующий вывод.
Крест Судьбы в соединении со значимыми точками хорарного гороскопа является точкой разрушения хорарной ситуации и может претендовать на роль одного из основополагающих факторов негативного завершения хорарной карты (с орбисом 2 град.)
Крест Судьбы без индивидуальной привязки к важнейшим элементам каждой хорарной карты не может служить фактором негативного завершения, но в этом случае или в случае незавершения указывает по дому и знаку на реальную событийную причину распада ситуации.
Автор имеет материал и по влиянию Креста Судьбы в случаях позитивного завершения, но такие случаи не являются темой данной работы.
Уместно привести еще один пример, показывающий причину (или указывающий на персонаж, место действия или характер события) разрушения хорарной ситуации Крестом Судьбы согласно его положению в знаке и доме.
Пример N5.
Хорарный гороскоп: 22час. 07мин. 19 августа 1993г., г.Харьков.
Вопрос: “Буду ли я “встречаться” с Х.?“
Ситуация: Кверентка, молодая девушка, возвращаясь поздно вечером домой, познакомилась с молодым человеком, который ей не понравился, но который упорно добивался встреч с ней. Будучи девушкой рационалистического склада, она перед окончательным разрывом с юношей обратилась к автору с приведенным выше вопросом. В ходе беседы выяснилось, что “встречание” в ее понимании означает проблемы, скорее, V-го дома, а никак не VII-го, и уж, тем более, не VIII-го. Автор рассмотрела все три дома, но пришла к выводу, что заключение можно дать и по одному V-му дому.
Итак, основные сигнификаторы Солнце и Венера не успевают завершить даже полусекстиля до выхода Солнца из знака. Ретроградный Сатурн мог бы считаться собирателем света, если бы аспекты с ним Венеры и Солнца были одноименны. Сигнификаторы не имеют достоинств, даже Солнце в обители поражено оппозицией с не менее сильным Сатурном.
Луна готовится совершить ничего не решающий полусекстиль с Солнцем и отходит от тригона с Венерой. Луна “без курса”, если не считать квиконс с ретроградным Сатурном. Автор категорически настаивает на том, что минорные аспекты не могут рассматриваться как фактор завершения. Луна, являясь завершителем и по IV-му дому, делает, как указывалось, расходящийся трин к Венере, но ретроградный Сатурн собирает свет.
Символизм карты заключается еще и в том, что Венера, находясь на куспиде IV-го дома, в оппозиции к соединению Урана с Нептуном на куспиде Х-го дома, указывает на желание кверента порвать отношения, причем внезапно и обманным путем.
Кверентке был дан отрицательный ответ, но без уточнения, как именно произойдет разрыв. Через некоторое время я узнала, что разрыв произошел действительно одномоментно, но был тщательно сфабрикован девушкой, которая боялась, что настырный ухажер не проникнется ее признанием в антипатии. Фальсификация касалась ее здоровья и была направлена на разгармонизацию взглядов юноши на их союз. Уже потом, рассматривая свою коллекцию, автор заметила, это описание реального завершения ситуации как нельзя более подходит к описанию соединения Креста Судьбы с Марсом в Весах в VI-м доме. Один Марс, будучи “в шахте” (если не считать его аспектов с Узлами и Лунами) и хозяином заключенного знака, не мог бы придать ситуации такую конкретику. А вот влияние Креста Судьбы и разыграло способ негативного завершения.
Символизм еще некоторых элементов хорарных карт
Автор решила в разборе карт ограничиться уже приведенными примерами и только в нескольких строках рассмотреть символизм других элементов хорарной карты, упомянув выводы, которые были сделаны в ходе систематизации авторской коллекции.
Во-первых, Черная Луна. В картах с отрицательным завершением ее влияние похоже на влияние Креста Судьбы, но не является таким однозначным и не показывает реальных событий разрушения хорарных ситуаций. Будучи же точкой кармической, Черная Луна со всей очевидностью показывает, через что (согласно ее позиции) человек будет искушаем в данной ситуации.
После рассмотрения положения Черной Луны в знаке, а главное в доме, ее аспектов со значимыми элементами карты с кверентом можно говорить о степени кармичности ситуации, а также по ее положению в домах кверента или квеситида – о доле фатальности и неизбежности в ситуации.
Но, строго говоря, это уже вопрос не столько самой хорарной (моментальной) астрологии, а ее совмещения с кармической.
Далее, Южный Лунный узел. По его положению в домах кверента или квеситида астролог может дать ответ на такой часто слышимый вопрос: “Нужно ли…?”
Как правило, положение Южного узла в значимых домах карты говорит о том, что кверенту лучше отказаться от задуманного или, по крайней мере, о том, что оно не запланировано Высшими Силами в отношении данного субъекта.
Наконец, надо упомянуть о противоположных (я бы сказала, парных) элементах хорарных карт: Белой Луне, Колесе Фортуны и Северном Лунном узле.
Вопрос с Северным узлом решается просто: так как он находится в осевых знаке и доме относительно знака и дома Южного узла, то его положение в значимых домах карты означает поощрение Высшими Силами участия кверента в данной ситуации, даже если предполагается ее отрицательное завершение.
Белая Луна, в противоположность Черной, говорит об общей гармонизации кармической ситуации по дому и знаку своего положения.
Колесо Фортуны же указывает на конкретное лицо, место действия или сферу бытия, реально способствующих успеху дела. Оно также описывает характер участия Светлых Сил в некотором выравнивании ситуации при негативном завершении. В случае незавершения же Колесо Фортуны укажет на то, благодаря чему кверенту “удалось” спокойно пролежать на диване, избегая участия в ситуации.
Так или иначе, но положительные случаи завершения не входят в тему данной работы, хотя у автора есть некоторые наработки и по этой части.
Итак, я полагаю, что все необходимые выводы были сделаны в ходе разъяснения моих выкладок. Нет смысла повторять их еще раз.
Хочу только подчеркнуть, что символизм хорарной карты – прекрасный гид в ходе её логического разбора и анализа. Надо только с удовольствием примечать совпадения и совпаденьица, знать, с чем их соотнести, и за рационализмом хорарного мастерства не забывать о глубокой кармичностью всего происходящего! Дать несколько примеров такого подхода и было целью данной работы.
И. Тимошенко
Литература
1. Анна Унгар, Лиллиан Хубер. Хорарная астрология. Пер. с англ., б/м., 1993.
2. Дерек Эппелби. Хорарная астрология. Пер. с англ. М., 1985.